Американские гаубицы М777 не оказали существенного влияния на ход спецоперации. Фото Reuters
Сообщения с театра спецоперации в Украине говорят об активизации подготовки сторон конфликта к сражению за Николаев. Согласно данным информагентств, к 10 июня ВС РФ заняли весь Кинбурнский полуостров, включая песчаную косу в его северо-западной части. География подсказывает: это новое продвижение российских войск является не самоцелью, а прологом к более масштабной операции.
Кинбурнскую косу и портовый город Очаков, где строилась база НАТО, разрушенная ракетными ударами в самом начале СВО, разделяют каких-нибудь 5–6 км водной поверхности Днепро-Бугского лимана. Это позволяет украинским военным обстреливать косу из всех типов полевой артиллерии – а вместе с ней и большую часть Кинбурнского полуострова, растянувшегося с запада на восток на 45 км. Его ширина (с юга на север) не превышает 4–5 км, что, несмотря на лесную местность, не обеспечивает надежного укрытия воинских частей и поля для маневра. Поэтому придется ограничиться размещением здесь сравнительно небольших сил.
Тем не менее этот узкий участок суши общей площадью около 216 кв. км имеет огромное значение как временный плацдарм, с которого можно провести амфибийную операцию. А также как место расположения радиолокационных станций и другой сенсорной аппаратуры, сопряженной с ракетными и артиллерийскими системами. Освобождение Кинбурнского полуострова позволит нашим военным надежно контролировать судоходство не только в Днепро-Бугском лимане, но и в северо-западной части Черного моря. Здесь идут корабли к Одессе и другим портовым городам юга Украины, пока еще остающимся под контролем правительства в Киеве. Одесса отделена от западной оконечности Кинбурнской косы 60 км водной поверхности.
Напомним, что в ходе первого этапа СВО российская группировка, действующая со стороны Крымского полуострова, быстро продвигалась в глубь украинской территории и уже в марте практически полностью заняла Херсонскую область и треть Николаевской. Правда, позднее ради спрямления линии фронта наши войска отошли на рубеж между населенными пунктами Снигиревка – Великая Александровка – Любимовка. Но эти изменения происходили на севере, тогда как непосредственно между Николаевом и Херсоном обстановка оставалась стабильной в течение трех месяцев.
Наши войска закрепились здесь сравнительно малыми силами, что дало возможность сосредоточить основные усилия на штурме Мариуполя, завершившегося майским пленением многочисленного гарнизона «Азовстали». Отдохнув и перегруппировавшись, ударные части снова готовы пойти в бой. Куда их пошлет командование, можно только догадываться. Однако в апреле-мае действующие и бывшие военачальники говорили, что одной из целей следующих этапов СВО станет освобождение Николаева и Одессы.
К настоящему времени сложились хорошие предпосылки для наступления в данном направлении. Во-первых, нанесено множество ракетно-бомбовых ударов по объектам на южном побережье, включая аэродромы, военные базы, склады с топливом и боеприпасами, а также промышленные предприятия, исполняющие оборонные заказы либо используемые в качестве укрытия живой силы и техники. Противнику причинен большой материальный ущерб, боеспособность частей и соединений ВСУ заметно снизилась, а личный состав находится в подавленном состоянии.
Во-вторых, восстановлено поврежденное полотно и вновь запущено железнодорожное сообщение из Крыма в Херсонскую, Запорожскую и Донецкую области. Так, от города Джанкой на севере Крымского полуострова поезда могут идти на Вадим и далее к Херсону, а также через Новоалексеевку на Мелитополь. По словам главы военно-гражданской администрации Запорожской области Евгения Балицкого, в июне первые железнодорожные составы с зерном проследовали из Мелитополя в Крым. Это дает мощный импульс к восстановлению экономики Приазовья, а также серьезно наращивает объемы материально-технического снабжения южной группировки, которые ранее лимитировались пропускной способностью сети автомобильных дорог.
Теперь появилась возможность быстро осуществлять переброску войск и бесперебойно снабжать их боеприпасами, что крайне важно при ведении широкой наступательной операции. Это, правда, не относится к Кинбурнскому полуострову: ведь там движение осуществляется лишь по узкой автодороге. Но размещение здесь российских зенитных и ударных ракетных комплексов значительно ухудшает ситуацию для украинских военных в районе Николаев–Очаков.
Заметное влияние на дальнейший ход боевых действий вдоль побережья Днепро-Бугского лимана сможет оказать переброска на Кинбурнскую косу береговых артиллерийских комплексов А-222 «Берег». Серийные образцы комплекса поступают военным начиная с 2003 года, к настоящему времени их число превышает 30 единиц.
В состав комплекса входят мобильный центральный пост с системой управления МР-195 и четыре–шесть самоходных артиллерийских установок калибра 130 мм с предельной дальностью стрельбы 23 км и огромной скорострельностью – 72 выстрела в минуту. Все элементы смонтированы на автомобильном шасси МАЗ-543М с колесной формулой 8×8. Она позволяет боевой машине массой почти 44 т не только перемещаться по шоссе, но и преодолевать бездорожье – например, при выходе на позицию для стрельбы с побережья.
Огромная скорострельность в сочетании с могуществом 130-мм снаряда дает А222 хороший шанс взять верх в артиллерийской дуэли с орудиями полевой артиллерии украинских националистов. Это позволит создать огневое преимущество над ВСУ в районе Очакова и непосредственно примыкающей к городу береговой черты, что ослабит положение николаевской группировки на всем южном направлении.
По всей видимости, украинское руководство это отчетливо понимает. Поэтому и старается как можно быстрее доставить к линии фронта передаваемые западными странами М777, M109A3, CAESAR, Krab и другие современные гаубицы калибра 155 мм.