На фото запуск БПЛА "Switchblade". Фото сайта defense.gov
Сразу несколько украинских беспилотных летательных аппаратов атаковали Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области. Пожар площадью около 50 кв. м на предприятии был потушен в течение нескольких часов. Непрекращающиеся удары по российской территории со стороны Украины – как обстрелы, так и диверсионные акции – вызывают много вопросов у населения попадающих под огонь регионов.
Как же получилось, что беспилотные летательные аппараты (БПЛА) сравнительно небольшого размера смогли оказаться на российской территории, получили целеуказание и незамеченными нанесли удар по предприятию, которое находится более чем в 150 км от Донецка? Предлагается, что удар по нефтеперерабатывающему заводу стал результатом деятельности украинских диверсионно-разведывательных групп (ДРГ). Продолжающееся медленное наступление российских войск и отсутствие побед у Вооруженных сил Украины (ВСУ) приводят к тому, что в Киеве ищут способы продемонстрировать успехи в проведении боевых операций. В связи с этим диверсионная война на территории России становится существенной угрозой объектам стратегической инфраструктуры. ВСУ формируют диверсионные группы, которые проникают через линию государственной границы из-за отсутствия демаркации, а также большого потока беженцев из Донецкой и Луганской областей. Украинские военные все шире используют опыт «Исламского государства» (деятельность запрещена в РФ) по организации агентурной сети, полагаясь на людей, которые знают местность и расположение на ней объектов критической инфраструктуры.
В первые месяцы спецоперации вскрылись недостатки беспилотных аппаратов, используемых украинскими военными в ходе разведывательно-диверсионных операций. Из-за больших габаритов и малых скоростей полета ударные дроны типа «Байрактар BTB2» турецкого происхождения показали высокую уязвимость к огню российской системы ПВО. А другие типы БПЛА на вооружении ВСУ оказались слишком малы, чтобы нанести существенный материальный ущерб, поскольку предназначены в основном для разведывательных полетов. Киев все чаще и настойчивее запрашивает на Западе такие беспилотные аппараты, которые бы при малых габаритах обладали более высоким поражающим действием. К их числу относятся так называемые барражирующие боеприпасы, как то американские семейства «Свичблейд» и отдельные израильские разработки с опытом применения в Сирии и Нагорном Карабахе.
Согласно украинским источникам, на начало марта с.г. на вооружении ВСУ находилось порядка 6000 БПЛА. Киев пытается компенсировать понесенные в ходе спецоперации потери при помощи поставок с Запада широкого ряда современных дронов, от малоразмерных семейства «Свичблейд» до оперативно-тактических «Грей Игл».
Ситуация с обстрелами российских городов не единственная проблема. Как сообщала «НГ» (см. номер от 21.06.22), на днях украинскими военными был нанесен удар по морским платформам, добывающим природный газ в районе Одессы. Минобороны РФ заявило, что на этом фоне ракетой «Оникс» берегового комплекса «Бастион» нанесен удар по аэродрому Арциз Одесской области, была уничтожена станция управления беспилотными летательными аппаратами «Байрактар ТБ2» и два беспилотных аппарата этого комплекса на земле. Отметим, что представители Минобороны еще в апреле заявили, что в случае продолжения «диверсий и нанесения ударов войсками Украины по объектам на территории РФ» российские войска будут атаковать «центры принятия решений», в том числе в Киеве.