0
8100
Газета Воины и Армии Интернет-версия

05.07.2022 19:21:00

"Байрактары" ходят парой

Турция разыскивает альтернативу запорожским моторам

Тэги: турция, бпла, байрактар, акинчи, боевые характеристики


турция, бпла, байрактар, акинчи, боевые характеристики Турецкому беспилотнику «Акинчи» требуется срочно найти альтернативу украинским двигателям. Фото Reuters

Турецкие военные и промышленность отрабатывают новую тактику боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА), при которой высотный двухдвигательный «Акинчи» (Akıncı) выступает в качестве носителя высокотехнологичной сенсорной аппаратуры и управляемого оружия, а составляющий ему пару более легкий одномоторный «Байрактар» (Bayraktar TB2) подсвечивает цель при помощи оптического квантового генератора. Тем самым обеспечивается повышенная точность попадания корректируемых боеприпасов, выпущенных «старшим братом», который при этом держится вне зоны эффективного огня вражеской ПВО.

Оба типа – творения частной турецкой фирмы «Байкар» (Baykar), в прошлом году опередившей все другие оборонные и авиастроительные предприятия страны по продажам с результатом 664 млн долл., причем 80% этой суммы пришли от экспортных сделок. При этом «Байрактар» присутствует на рынке почти десятилетие, успел повоевать в Сирии, Ираке, Ливии и Украине. Серийные изделия стоят на вооружении Азербайджана, Катара, Польши и Украины, а всего заявки на их приобретение прислали 22 государства мира.

На «Акинчи» подписаны предварительные соглашения с четырьмя странами. Это перспективная разработка, находящаяся на этапе государственных испытаний. К настоящему времени по заказу Вооруженных сил Турции собрано шесть экземпляров. Первый летный образец, еще не прошедший весь спектр испытаний, был передан главному заказчику в августе 2021 года. Вместе с несколькими другими опытными БЛА он привлекался к выполнению боевых задач весной этого года в ходе контртеррористической операции против курдских формирований на севере Ирака.

От «Байрактара» его последователь унаследовал управляемые боеприпасы семейства Smart Micro Munitions (MAM-L) разработки Roketsan. Однако они – облегченного типа; для полного раскрытия заложенного конструкторами потенциала «Акинчи» нужны более тяжелые и дальнобойные средства поражения.

Этим летом продолжилась серия огневых испытаний с полетами с авиабазы Tekirdağ’s Çorlu на северо-востоке Турции. В начале июля «Акинчи» с высоты 9150 м сбросил корректируемую авиабомбу LGK-82 разработки концерна Aselsan, которая точно поразила цель, подсвеченную действующим ближе к земле напарником в лице Bayraktar TB2.

Несколькими днями ранее с борта «Акинчи» успешно завершились огневые испытания KGK-SIHA-82, представляющей обычную свободно падающую авиабомбу, дополнительно оснащенную головкой самонаведения и аэродинамическими поверхностями. Боеприпас массой 340 кг поразил цель на удалении 30 км. Боевая часть KGK-SIHA-82 разработана Научно-исследовательским институтом SAGE при Организации оборонной промышленности Турции TÜBITAK.

Институт также ведет работу по ракетам класса «воздух-воздух» типа Gökdoğan и Bozdoğan, которые также примеряются к «Акинчи». Для поиска целей будет применяться бортовой радиолокатор с активной антенной решеткой и электронным сканированием луча. Он способен разглядеть объекты в воздухе и на земле, разрешение – достаточное для классификации типа цели и выдачи указания на головки самонаведения бомб и ракет.

Генеральный директор SAGE господин Gürcan Okumuş сказал журналистам: «Создавая собственные ракеты, мы преследуем цель обеспечить себе огневое преимущество. Так, чтобы видеть противника и при этом оставаться вне его поля зрения, поражать его с дальней дистанции. Лучше всего эту задачу решать при помощи ракет собственной разработки и производства. Страны мира неохотно делятся высокими технологиями, а то и вовсе хранят их в тайне. Существующая практика «технологического трансфера» не всегда позволяет стране-импортеру добиться желаемого результата. Вот почему создание очередного изделия нашими собственными силами представляется большим достижением».

В одном из испытательных полетов весной «Акинчи» забрался на высоту 6100 м и оттуда сбросил бомбу, точно поразившую плавучий объект. Роль средства поражения выполнял корректируемый боеприпас TEBER MK-82 фирмы Roketsan, а наводчика – «Байрактар».

Сегодня «Акинчи» представляет самый крупный из существующих турецких БЛА, размах крыла – 20 м. При этом он выгодно отличается большей высотой и продолжительностью полета. Выполняя очередной полет летом этого года, опытный прототип варианта «B» в ходе полета продолжительностью 20 часов 23 минуты набрал высоту 13716 м. Эта машина отличается двигателями повышенной мощности: 750 л.с. против 450 л.с. на ранних образцах (вариант «А»), практический потолок которых ограничен отметкой 11 600 м.

Изначально «Акинчи» проектировался в расчете на пару турбовинтовых двигателей АИ-450МС разработки ГП «Ивченко-Прогресс» и сборки завода «Мотор Сич». Оба предприятия, расположенные в Запорожье, недавно пострадали от российских ракетных ударов. Официальный представитель Министерства обороны Игорь Конашенков сказал, что огневое поражение «Мотор Сич» нанесено в связи с тем, что завод выпускал военную продукцию для Вооруженных сил Украины, в том числе БЛА и силовые установки к ним.

Подобное развитие событий подвигло турецкую фирму-разработчика на поиск альтернативного поставщика силовой установки. Однако найти прямую замену весьма технологичному украинскому агрегату оказалось сложно. По всей видимости, «Байкар» решил пойти по пути установки более дорогого, но мощного мотора на усиленный планер так, чтобы добиться роста полезной нагрузки.

Повышенная мощность позволит «Акинчи» брать больше тяжелых боеприпасов, в частности крылатых ракет SOM дальностью полета до 240 км. Опытные образцы БЛА с подвешенными под них ракетами данного типа выставлялись на выставках оборонных технологий: майской «Технофест» в Анкаре и июньской в Баку.

Возможен сценарий, при котором турки продолжат сотрудничество с запорожскими моторостроителями – в случае, если те окажутся в состоянии наладить выпуск форсированных вариантов базового двигателя. Ранее представители «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич» заявляли о наличии технической возможности создать на базе АИ-450 широкое семейство двигателей мощностью до 1000 л.с. Один из путей – установка дополнительной (второй) ступени центробежного компрессора.

Однако главный вопрос сейчас – смогут ли запорожцы восстановить поврежденные в ходе боевых действий производственные мощности и изыскать способы поставки своей продукции за рубеж. 


Читайте также


Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1642
Киргизы вместо России поедут в Турцию

Киргизы вместо России поедут в Турцию

Виктория Панфилова

Анкара обещает помочь мигрантам интегрироваться в новое общество

0
3818
ВСУ несут потери на фронте, но нацеливаются на Москву

ВСУ несут потери на фронте, но нацеливаются на Москву

Владимир Мухин

США помогут Украине специалистами для обслуживания истребителей F-16 и систем ПВО

0
8842
Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Милена Фаустова

Судьбу Украинской церкви по-разному видят в Киеве, Москве, Стамбуле и Бухаресте

0
9612

Другие новости