Наличие американских систем залпового огня предоставляет Украинской армии новые возможности. Фото с сайта www.dvidshub.net
Украина получила ракеты для реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS дальностью 300 километров, сказал 19 июля официальный представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин. Украинские военные уже использовали реактивные снаряды (РС) с дальностью поражения до 70 км, а недавно на территории ДНР нашли обломки снарядов с дальностью 110-120 км, отметил он. Министерство обороны РФ ране сообщело, что российские военные уничтожили первую РСЗО типа М142 HIMARS в ходе проведения спецоперации в Украине. Она пополнила список из 747 боевых машин РСЗО, пораженных за почти пять месяцев с начала боевых действий.
Российские войска уничтожили первый HIMARS 17 июля, на следующий день после того, как министр обороны Сергей Шойгу, проводивший инспекцию войсковых группировок «Юг» и «Центр», дал указания по наращиванию действий «на всех операционных направлениях в целях исключения возможности киевского режима наносить массированные ракетные и артиллерийские удары по гражданской инфраструктуре и жителям населенных пунктов Донбасса и других регионов».
Шойгу вновь вернулся к этой теме 18 июля. Командующему группировки, «Восток», генерал-лейтенанту Рустаму Мурадову поставлена задача «на приоритетное поражение высокоточным оружием ракетных и артиллерийских средств большой дальности украинских войск, из которых они обстреливают жилые кварталы в Луганской и Донецкой народных республиках, а также поджигают поля с пшеницей и хранилища с зерном».
Вооруженные силы Украины (ВСУ) получили девять РСЗО HIMARS из США и ожидают еще десять. Параллельно Великобритания приступила к передаче ВСУ другой системы – M270 MLRS, использующей аналогичные РС калибра 227 мм.
Система MLRS (сокращение соответствует русскому РСЗО) принята на вооружение в 1982 году. Ее пусковая установка (ПУ) М270 массой 25 т использует гусеничное шасси, унифицированное с боевой машиной пехоты M2.
Пентагон остался недоволен ее низкой подвижностью (максимальная скорость по шоссе 60 км/ч), поэтому в 2005 году появился вариант на колесном шасси трехосного армейского грузовика – HIMARS («высокомобильная артиллерийская ракетная система»). Вес боевой машины сократился до 11 т, но теперь она несет только один стартовый блок из 6 РС вместо 12.
Летом украинские M142 осуществили ряд обстрелов, поразив склады с боеприпасами, пункты управления, системы ПВО и гражданские объекты. Согласно официальным данным ЛНР, украинские военные за пять месяцев эскалации 1033 раза обстреляли территорию республики, выпустив примерно 10 398 боеприпасов различного калибра, из них 2153 снаряда РСЗО, в том числе 30 ракет калибра 227 мм.
По ДНР точных данных нет, но HIMARS там тоже действуют. Уничтоженные высокоточным оружием 17 июля пусковая установка и транспортно-заряжающая машина находились в районе Красноармейска, в 54 км от Донецка.
Согласно российским данным, на начало спецоперации ВСУ обладали 515 пусковыми установками РСЗО, в том числе свыше 300 БМ-21 «Град» калибра 122 мм и до 200 «Ураган» и «Смерч» калибра 220 и 300 мм соответственно. Еще несколько сотен РСЗО находились на складах долговременного хранения. К настоящему времени большинство установок выбито, но часть прошли восстановительный ремонт. Потери компенсировались также за счет поставок из наличия армий стран НАТО.
Президент США Джозеф Байден анонсировал поставки HIMARS 1 июня в составе очередного пакета военной помощи Украине. «Новый пакет даст украинцам новые возможности и современное оружие, в частности системы HIMARS и боеприпасы для них», – говорилось в пресс-релизе Белого дома.
Вскоре премьер-министр Великобритании Борис Джонсон сказал, что его страна передаст ВСУ из наличия американские РСЗО типа M270, которые «помогут украинцам защитить себя от варварского огня русской артиллерии, а это как раз то, к чему всем миром нам надо стремиться».
Вместе с тем Вашингтон и Лондон ограничили номенклатуру боеприпасов к HIMARS – MLRS реактивными снарядами калибра 227 мм, оставив на потом вопрос с поставками баллистических ракет (БР) тактического класса калибра 610 мм. Стандартный РС представляет собою снаряд массой 300 кг с боевой частью (БЧ) 160 кг, с дальностью пуска до 45 км (со 100-килограммовой БЧ – 70 км). На испытаниях находятся улучшенные РС типа GMLRS и ER-GMLRS (вариант с уменьшенной БЧ) c блоком коррекции по спутниковым навигационным сигналам GPS и дальностью стрельбы 80 и 135 км соответственно. Ряд обстрелов, проведенных украинскими военными в июле, отличались чрезвычайно высокой точностью, что указывает на наведение с коррекцией по GPS.
Потенциально переданные ВСУ системы могут нанести еще больший вред в случае комплектации их БР. Ракеты семейства ATACMS отличаются повышенной дальностью: MGM-140 с кассетной БЧ массой 560 кг может улететь на 130 км, а MGM-168 с унитарным осколочно-фугасным блоком 268 кг – на 270 км.
Несколько американских систем поступили в части ВСУ у Одессы, – в 250 км от Евпатории и в 300 км от Севастополя. Киев, а вместе с ним Вашингтон и Лондон не признают российской принадлежности Крыма. Значит, обстрел объектов на полуострове не будет, по их мнению, нарушением обещания не применять американское оружие по России.
Вскоре после решения Байдена поставить HIMARS Украине президент Владимир Путин заявил, что передаваемые ВСУ американские ракетные системы «ничего принципиально в расстановке сил не изменят». По его мнению, речь идет о простом восполнении запасов вооружения, утраченного в ходе боевых действий. «Здесь нет ничего нового. Во-первых, эти системы залпового огня – они ведь в украинской армии находятся на вооружении – аналогичны системам «Град», «Смерч», «Ураган» советского, российского производства», – подчеркнул он. Путин отметил, что «дальность зависит не от самой системы, а от ракет, которые используются». Если боекомплект пополнить ракетами ATACMS, огневые возможности MLRS – HIMARS перейдут на качественно иной уровень.
Москва предупредила Вашингтон и Лондон, что в случае передачи Украине дальнобойных ракет будет «применять свои средства поражения, которых у нас достаточно для того, чтобы наносить удары по тем объектам, по которым мы пока не наносим».