Власти в Киеве заявляли, что наберут в отряды территориальной обороны до миллиона человек, однако задача не была выполнена. Фото с сайта www.kyivcity.gov.ua
Россия наращивает численность войск, действующих в специальной военной операции (СВО) в Украине. Значительное пополнение поступает за счет контингентов, прибывающих с юга РФ. Подготовкой резервов занята и Украина, и, как считают эксперты, с учетом поставок вооружений с Запада у Киева большой потенциал для мобилизации.
Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил об отправке новой группы бойцов в Украину. Численность не сообщается, однако ранее Кадыров заявлял, что готовы выдвинуться 9 тыс. бойцов, 10 тыс. – в резерве. Таким составом можно укомплектовать армейский корпус. Подразделения формируют и в других регионах. С учетом количества субъектов Федерации можно сделать вывод: резервов для формирования новых соединений и выполнения задач СВО достаточно.
Резервы пытаются собрать и в Украине. Президент Владимир Зеленский направил в Верховную Раду законопроекты о продлении военного положения и всеобщей мобилизации еще на 90 суток с 23 августа. До начала боевых действий штатная численность Вооруженных сил Украины (ВСУ) составляла 255 тыс. военнослужащих. По штатам военного времени, согласно экспертным оценкам, численность ВСУ должна быть около 700 тыс. штыков. Входят ли в этот состав силы территориальной обороны (ТРО)? Скорее всего, нет. До начала СВО Киев планировал довести численный состав сил теробороны до миллиона человек. Однако и сейчас такого количества бойцов в ТРО нет. С высокой долей вероятности можно предположить, что в каждой области Украины действует как минимум одна бригада ТРО численностью около 3000 человек. При этом многие сформированные в регионах соединения и батальоны ТРО демонстрируют относительно высокую боеспособность – и руководство ВСУ уже несколько месяцев задействует их в боевых действиях наравне с регулярными войсками.
Президентский указ о продолжении в Украине всеобщей мобилизации свидетельствует, что реальная численность личного состава ВСУ, видимо, значительно меньше штатной. И процесс набора в армию должен быть продолжен. Минобороны России регулярно публикует данные о больших потерях украинских войск. И для их восполнения нужны хорошо отлаженная мобилизационная система и новые контингенты призывников.
«По моим подсчетам, общее количество потерь (санитарные и безвозвратные), которые украинские войска понесли в ходе боев, составляет более 100 тыс. военнослужащих. При этом около 40% из этого числа – безвозвратные потери, – говорит «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Но я бы воздержался от утверждений, что ВСУ от этого значительно потеряли свою боеспособность, как это хотят представить некоторые российские эксперты». Эксперт отмечает, что по опыту Великой Отечественной войны подразделения теряли боеспособность, когда общее количество потерь в них было больше 50%. «Если предположить, что сейчас штатная численность ВСУ около 700 тыс. штыков, то их общие потери составили около 15%. Это не критично и говорит о способности большинства соединений ВСУ упорно сражаться. Что они сейчас и демонстрируют в Донбассе и на юге Украины, ожесточенно препятствуя наступлению российских войск», – отмечает Неткачев.
Но с мобилизацией в Украине, похоже, есть проблемы. Данные соцсетей, видеоролики, которые запечатлевают, как подразделения ВСУ отказываются выполнять задачи, и другая информация свидетельствуют о том, что население Украины очень устало от боевых действий. А мужская его часть нередко всеми правдами и неправдами увиливает от вручения повесток о призыве на военную службу. Например, источники «НГ» из Ровенской области сообщают, что от мобилизации мужчины прячутся в лесу целыми деревнями. А в городах мужчины, пользуясь правом неприкосновенности жилища, попросту скрываются в квартирах. «Никакими облавами их не поймать, поскольку они не выходят на улицу», – рассказал «НГ» на условиях анонимности один из жителей Винницкой области.
В соцсетях публикуют последние новости о том, что власти в ряде регионов предписали председателям объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСББ, украинский аналог российских ТСЖ) обязательно и «незамедлительно» информировать их о всех реально проживающих в зданиях лицах. Наиболее активно такие требования распространяют в Закарпатье и Харьковской области.
«В Украине еще далеко не исчерпан запас мобилизационных ресурсов, – уверен генерал Неткачев. – По официальным статистическим данным на 2013 год, в стране проживали около 15 млн мужчин в возрасте от 15 до 64 лет. События 2014 года, а также начало СВО, конечно, внесли коррективы в эти цифры. Но не ошибусь, если скажу, что мобилизационный потенциал мужчин на Украине в возрасте от 18 до 60 лет – на уровне как минимум 5 млн человек». А это значит, что сопротивление Украины, которое поддерживают все страны НАТО, может быть еще долгим. «И видимо, поэтому Зеленский не идет на переговоры», – отмечает он.
Выводы Неткачева подтверждает в некотором смысле и глава британской военной разведки Джим Хокенхалл, который заявил, что в Украине «в этом году не стоит ожидать явных успехов ни одной из противоборствующих сторон». В ряде украинских СМИ сообщается, что английская разведка МI-6 передала в Киев данные о том, что Москва якобы «готовит удары по мостам через Днепр, чтобы осложнить переброску поступающей от Запада военной техники, боеприпасов и вооружений на восточный фронт». О том, что Москва склоняется к подобному решению, может косвенно свидетельствовать и сообщение МИД РФ о том, что «по мере поставок Украине дальнобойного оружия «географические задачи» военной операции будут расширяться».