Фото REUTERS
Вооруженные силы Украины (ВСУ) не смогли развить наступление на Херсон. За 5–6 дней активных боевых действий на Николаево-Криворожском направлении украинские войска сумели лишь организовать прорыв российских оборонных позиций в районе Андреевки, оборудовать несколько переправ через Ингулец и углубиться в направлении на Новую Каховку всего на 6–7 км, понеся при этом большие потери.
«ВСУ при наступлении на Херсонском направлении с 30 августа по 4 сентября потеряли более 50 танков, столько же бронетранспортеров и БМП, а также до двух дивизионов артиллерии, – полагает военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – А по личному составу невосполнимые потери – до 3000 офицеров, младших командиров и солдат и около 7000 раненых. За такой относительно небольшой период времени – это самые большие потери ВСУ, начиная с февраля 2022 года, когда в Украине началась специальная военная операция».
Западные СМИ и эксперты также не отмечают больших побед ВСУ в ходе военной операции на юге страны. Wall Street Journal со ссылкой на украинских чиновников и западных аналитиков сообщает, что наступление на Херсонском направлении ставит главной целью «ослабить передовые российские силы, одновременно используя дальнобойную артиллерию и ракеты для поражения стратегических объектов в тылу». Неткачев замечает, что «для организации большого прорыва под Николаевом ВСУ ввели в бой танки «Леопард» (СМИ пишут, что они поставлены из Испании, около 10 единиц) и американские бронетранспортеры М113 (до 20 единиц). «По ним успешно работают противотанковые ракеты, орудия, гранатометы подразделений Вооруженных сил РФ. И на поле боя часы работы «Леопардов» и М113 сочтены», – полагает эксперт. Соцсети опубликовали несколько снимков пораженной украинской бронетехники, брошенной на прорыв на Андреевском плацдарме.
По оценкам западных официальных лиц, в Херсоне и его окрестностях находятся около 20 тыс. российских военных. Авторы WSJ уверены, что ВСУ смогут справиться с этим контингентом, и пишут о том, что «Украина надеется отвоевать регион, не вступая в кровавые уличные бои». «Такие выводы выглядят неубедительными. Боевые наступательные действия ВСУ пытаются осуществлять лишь на тактическую глубину, – говорит Неткачев. – До больших городов на Херсонщине они вряд ли дойдут. Их шаги связаны с большими потерями. И это происходит в ВСУ не только на Ингульце, но и в Донбассе и на других участках фронта». Эксперт уверен, что «в ближайшее время Россия на юге введет в бой резервы. В том числе возможна отправка на фронт новых чеченских формирований, которые будут действовать под руководством командования Вооруженных сил РФ».
«На фоне проводимой спецоперации в Донбассе тысячи молодых людей выразили готовность присоединиться к огромному числу мужественных защитников, готовых, невзирая на риски и сложности, отстаивать целостность нашего государства», – заявил глава Чечни Рамзан Кадыров. – Отряд специального назначения «Ахмат» вместе со вторым корпусом ЛНР «начали масштабное наступление в Донецкой Народной Республике. Действуя в Мариуполе и Волновахе, в боях за Северодонецк и Лисичанск, чеченские вооруженные формирования продемонстрировали высокий уровень дисциплины, полевой выучки и воли к победе, добившись значимых результатов». Ранее Кадыров сообщал, что в кратчайшие сроки удалось укомплектовать военными личный состав 78-го мотострелкового полка (МСП), который входит в состав 42-й мотострелковой дивизии.
Генерал Неткачев рассказал «НГ», что по роду военной службы в бывшей Советской армии, а потом уже в составе Вооруженных сил РФ встречался с моноэтническими подразделениями. «Когда распадался СССР, генерал Дудаев в Чечне сформировал целую армию, которую вооружил из военных арсеналов и складов, существовавших на территории республики. Что из этого вышло – все знают. Раньше ребят из Чечни в армию призывали в ограниченных количествах. А теперь формируются целые полки», – отметил эксперт.
Как рассказал «НГ» доктор исторических наук, полковник в отставке Владимир Попов, Россия имеет большую историю формирования в составе своих Вооруженных сил моноэтнических соединений и воинских частей. В целом они отвечали замыслам Москвы по отстаиванию своих интересов в борьбе с внешними врагами. Но в этих национальных формированиях были командирами и представители других национальностей, в основном это были славяне. Как говорит Попов, это позволяло «избавить в будущих боях чеченские полки и российское командование от замкнутых отношений и неподчинения общим тактическим и стратегическим замыслам проводимых военных операций».
Напомним, ранее из национальных регионов приходили сообщения о формировании «именных» подразделений – например, сообщалось, что из Якутии в Украину отправится специальный отряд «Боотур» из 105 добровольцев, в Бурятии сформировали подразделение контрактников «Байкал».