Фото сайта kremlin.ru
На фоне позиционных боев на Херсонщине и тактического наступления ВС РФ в Донбассе президент Владимир Путин во вторник проверил боеготовность стратегических военных резервов страны на Дальнем Востоке. В основной фазе стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Восток-2022», за которой наблюдал Верховный главнокомандующий, участвовало более 50 тыс. военнослужащих, около 5 тыс. единиц вооружения и военной техники, стратегическая авиация и дивизия ВДВ.
Минобороны РФ сообщает: «Отработаны действия по захвату выгодного рубежа и населенного пункта с привлечением тактического десанта, нанесение массированного огневого удара артиллерией и авиацией для подавления систем управления противника, а также переход в наступление и разгром основной его группировки войск».
При этом «действуя в качестве оперативного воздушного десанта (ОВД), свыше 1000 военнослужащих Ивановского воздушно-десантного соединения ВДВ и до 30 единиц военной и специальной техники десантировались на полигоне «Сергеевский» на две основные площадки приземления высоты 600 м из самолетов Ил-76МД».
Сообщается также, что на фоне этого «стратегические ракетоносцы Ту-95МС выполнили полеты для проверки системы противовоздушной обороны Восточного военного округа». Ракетные войска «применили групповой пуск ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер-М» для уничтожения командных пунктов противника», а береговые батареи организовали с Курильского острова Матуа учебную стрельбу противокорабельным комплексом «Бастион».
«Не ошибусь, если скажу, что на СКШУ «Восток-2022» российские войска отработали учебные боевые задачи, которые, вполне возможно, будут выполнены в ближайшее время в реальной обстановке в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине, – сообщил «НГ» военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Глубокие стратегические рейды в тыл противника, охваты и окружения больших группировок войск, высадка оперативного воздушного десанта, морская оборона – все это, что отрабатывается в ходе СКШУ, мы уже применяли в начале СВО, когда было организовано наступление на Киев и Мариуполь. Тогда эти операции прошли в целом успешно. Однако массовые поставки со стороны США и НАТО Вооруженным силам Украины (ВСУ) боевой техники, средств ПВО, современных радаров и высокоточного оружия делают весьма опасным, а значит, возможно, и неэффективным в ряде случаев масштабные наступательные удары. Надо уметь эффективно подавлять и уничтожать новейшие вооружения. Этому на СКШУ, видимо, и учились наши войска».
Неткачев уверен, что в ходе учений Россия продемонстрировала значительный военно-стратегический потенциал, состоящий не только из соединений ВС РФ, но и других силовых структур – Росгвардии, МВД, ФСБ, МЧС и мобилизационного резерва. «Все эти подразделения действовали во взаимодействии с коалиционной группировкой войск, насчитывающей более 2 тыс. солдат и офицеров и из армий 14 стран, с которыми РФ организует активное военное и военно-техническое сотрудничество», – отмечает эксперт.
О подготовке значительных боевых резервов для участия в СВО в своем Telegram-канале 6 сентября заявил и глава Чечни Рамзан Кадыров. Чеченский лидер, в частности, отметил, что «в это ответственное время, когда наша страна борется с мировым сатанизмом в Донбассе, нельзя уходить в отпуск ни властям регионов, ни военнослужащим всех рангов. Собственно, с донецкого направления уже приходят отличные новости. Союзные войска в ходе наступления громят противника и занимают новые территории. Я вам обещал хорошие новости, скоро вы их получите. Осталось ждать немного».
«Постепенно в РФ приходят к пониманию необходимости создания более масштабного оборонного потенциала не только для участия в боевых действиях, но и для решения военно-экономических задач на глубокую перспективу. И тут планируется участие именно военнослужащих. И, что интересно, это делается по лекалам и опыту Советского Союза» – так Неткачев прокомментировал сообщения СМИ о том, что премьер-министр Михаил Мишустин на днях подписал распоряжение о создании двух автобронетанковых (АБТ) ремонтных заводов в составе Минобороны РФ. «Некоторые журналисты и эксперты воспринимают такой документ с восторгом. Но мало кто помнит, что во времена СССР автобронетанковые заводы, которые производили капитальный ремонт, были в каждом военном округе. На хранении в ВС СССР стояли полевые подвижные ремонтные заводы, которые развертывались в особый период. После распада СССР и реформирования армии ввели так называемый аутсорсинг. Военные заводы закрыли, как действующие, так и полевые. Сократили штаты рембатов. И что в итоге? Возвращаемся к прежней, проверенной временем системе», – считает генерал Неткачев.
Обращает он внимание и на другое обстоятельство: в правительстве рассматривается возможность увеличения численности железнодорожных войск (ЖДВ) с целью ускорения работ на БАМе и Транссибе. «Речь идет о создании сверх штата ВС РФ в составе ЖДВ двух новых корпусов. Но такое тоже уже было во времена Советского Союза в начале 70-х годов прошлого столетия, – поясняет Неткачев. – Наши ЖДВ уложили с 1974 по 1989 год около 1,5 тыс. км главного пути, что составило почти треть всей протяженности БАМа», – рассказал Неткачев.
Напомним, еще в декабре 2019 года министр обороны Сергей Шойгу анонсировал, что по поручению президента РФ для строительства второго пути БАМа от Тынды до Комсомольска-на-Амуре прорабатывается вопрос о создании и привлечении к реализации этого проекта «вне численности Вооруженных сил» пяти железнодорожных бригад.
«Вот только сейчас, в условиях проведения СВО, этот проект запускается, – отмечает генерал Юрий Неткачев. – В ЖДВ можно набирать молодых людей с ослабленным здоровьем, которые частично годны для службы в боевых подразделениях. Но ЖДВ считаются небоевыми, тыловыми структурами. В них могут направить тех парней, кто хочет пройти альтернативную службу. Количество призванных на военную службу людей, конечно, в РФ за счет этого может увеличиться. Но в условиях СВО это будет правильное решение».