Фото Reuters
Проведение референдумов в республиках Донбасса и в Херсонской области о вхождении в состав РФ помимо политического имеет и очень важное для решения задач спецоперации (СВО) в Украине военное значение, поскольку в состав Российской армии в перспективе могут быть включены подразделения ДНР и ЛНР. Повлиять на развитие спецоперации призваны и экстренно принятые Госдумой поправки в Уголовный кодекс (УК), усиливающие ответственность военнослужащих в период мобилизации, военного времени и вооруженного конфликта.
Перспектива доукомплектования Вооруженных сил РФ ополченцами ДНР и ЛНР и поправки в УК, по всей видимости, взаимосвязаны.
На каких принципах подразделения народной милиции (НМ) ДНР и ЛНР будут трансформироваться в состав Российской армии, каков будет статус мобилизованных ополченцев, чем они будут вооружаться, как будет оплачиваться их ратный труд – вот далеко не полный перечень вопросов, которыми задаются сейчас эксперты. В Донбассе, перед началом спецоперации была объявлена всеобщая мобилизация, которой в РФ не было. В результате в боевых порядках НМ воюют солдаты-срочники, которые не участвуют в спецоперации со стороны Российской армии. Можно ли будет после присоединения Донбасса к РФ в таком случае солдат НМ посылать на фронт? – к примеру, пытается понять известный блогер и ополченец Владлен Татарский.
«Юридических оснований пока для этого нет, – считает военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Но мобилизация в ЛНР и ДНР прошла, и донбасские ополченцы там действуют в условиях военного положения. В условиях, когда ополченцы станут военнослужащими Вооруженных сил РФ, они и ответственность по российскому УК будут нести как в условиях военного положения». Эксперт не исключает, что поправки могут быть связаны еще и с тем, что «уже скоро в стране могут объявить частичную мобилизацию, которая будет синхронизирована с принятием в состав РФ бывших украинских регионов». «Тогда будут призывать на военную службу в РФ резервистов, военных специалистов, офицеров и прапорщиков, находящихся в запасе. И чтобы не сорвать этот процесс, и готовятся соответствующие изменения в УК», – отмечает эксперт.
Как видно из текста поправок, в УК уточняется целая серия уголовных статей, усиливающих ответственность военнослужащих, в том числе за «неисполнение приказа», «самовольное оставление части». Теперь эта ответственность будет наступать не только «в условиях вооруженного конфликта или военных действий», как было раньше, но и «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий», сказано в документе. Соответственно и наказание будет более строгим. К примеру, самовольное оставление части в период мобилизации и военного положения на срок от 2 до 10 суток будет наказываться лишением свободы до 5 лет. От 10 суток до 1 месяца – до 7 лет. Свыше месяца – от 5 до 10 лет.
При этом законодатели готовы дополнить Уголовный кодекс РФ несколькими новыми статьями, такими как «Добровольная сдача в плен» и «Мародерство», а также усилить ответственность резервистов за неявку и дезертирство на военных сборах. За подобные деяния предусмотрена строгая уголовная ответственность. За мародерство по статье 356.1 УК предлагают наказывать лишением свободы на срок до 15 лет, за добровольную сдачу в плен (статья 352.1) – на срок от 3 до 10 лет. Кроме того, вводится группа статей о неисполнении Государственного оборонного заказа и нарушение условий государственного контракта. Законопроект был принят в Госдуме сразу во втором и третьем чтениях единогласно.
«Новые статьи УК, которые вводят уголовную ответственность для военных, связаны с ходом выполнения СВО. Законодательство корректируется исходя из конкретных задач, которые диктует боевая обстановка», – заявил «НГ» военный эксперт полковник в отставке Владимир Попов. Он считает, что настала пора усилить наступательные возможности Российской армии и это может быть сделано в том числе и за счет частичной мобилизации по всей РФ, за счет формирования новых соединений. Не помешает тут и донбасское ополчение, которое имеет боевой опыт. «Если планируется мобилизация в России, то и уголовная ответственность военных и резервистов за уклонения от нее должна быть повышена. И это только один аспект. Другой аспект – спецоперация – видимо, перейдет в более жесткую фазу, и РФ задействует для победы значительный оборонно-промышленный потенциал, вооружение, находящееся на хранении, а также, возможно, и неприкосновенный запас», – считает эксперт.
Аналогичного мнения и донбасский военный блогер и журналист Андрей Руденко. Он считает, что после вхождения ДНР и ЛНР в состав РФ спецоперация «сворачивается и объявляется война». «Не может происходить специальная военная операция, когда у тебя враг на территории страны находится. Соответственно и перевод экономики в военное русло, и частичная мобилизация – все это подразумевает вхождение территории в состав России. Но еще не менее важный аспект – это то, что мы можем нанести превентивный ядерный удар для защиты своей территории. А вот это уже холодный душ для многих горячих голов. Так что все только начинается», – отмечает он. n