Из Херсона были не только эвакуированы жители, но и вывезены памятники. На фото постамент памятника Федору Ушакову. Фото Reuters
Российские подразделения отведут войска из правобережной части Херсона и займут оборону по левому берегу реки Днепр. Решение об этом было утверждено после доклада командующего группировкой войск в зоне специальной военной операции Сергея Суровикина министру обороны РФ Сергею Шойгу. «Понимаю, что это очень непростое решение, но мы сохраним жизни военнослужащих. Держать группировку войск на правом берегу бесперспективно», – заявил Суровикин 9 ноября. Весь день до этого из Херсонской области приходили тревожные новости. Украинские и российские СМИ сообщали о подрыве целого ряда мостов, а с административных зданий продолжили убирать российские флаги. Замглавы администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов, выступавший против сдачи города, погиб в ДТП.
Еще 3 ноября, в то время как власти РФ продолжали эвакуировать жителей Херсона с правого берега Днепра, появились сообщения, что со здания администрации Херсонской области исчез российский флаг, а администрация регионального центра перебралась в город Геническ. Военкоры Семен Пегов и Александр Коц 9 ноября также сообщили, что с административных зданий Херсона «продолжали исчезать» триколоры. Также в Telegram, а затем в СМИ появились новости о подрыве мостов в регионе, которые украинские военные могли бы использовать в ходе атакующих действий. В частности, сообщалось, что подорваны Тягинский, Дарьевский и Нововасильевский мосты.
В сводке Минобороны РФ по поводу событий на фронтах сообщалось, что украинские военные атаковали российские позиции в Херсонской области, но отступили, понеся значительные потери. «Активными действиями российских войск при поддержке артиллерии все атаки противника отбиты», – сообщает российское военное ведомство. Заместитель главы администрации региона Кирилл Стремоусов днем тоже заявлял, что «на Снигиревском участке фронта с утра развязались тяжелые бои». Но после 16.00 стали появляться сообщения о том, что Стремоусов погиб в ДТП – эту информацию подтвердил врио главы Херсонской области Владимир Сальдо.
Все эти новости сформировали вокруг Херсона настолько тревожный информационный фон, что о скорой его сдаче стали говорить даже активные сторонники спецоперации. Напомним, Сергей Суровикин в конце октября заявил, что планы и действия в отношении Херсона будут зависеть от складывающейся военно-тактической ситуации: «Будем действовать осознанно, своевременно, не исключая и принятия непростых решений». Уже тогда многие восприняли это как анонс сдачи Херсона и отхода за Днепр.
На совещании Сергей Суровкин рассказал Сергею Шойгу о происходящих в зоне спецоперации событиях, отметив, что ситуацию удалось стабилизировать, а российская армия успешно противостоит наступлению ВСУ на Херсон. Однако затем Суровикин сообщил о том, что из-за обстрелов со стороны украинских военных Херсон и прилегающие населенные пункты не могут полноценно снабжаться и функционировать, а все желающие (более 115 тыс. человек) покинули район боевых действий. «Жизни людей из-за обстрелов постоянно подвергаются опасности. Противник ведет неизбирательную стрельбу по городу, возможно применение запрещенных методов ведения боевых действий», – добавил военачальник, резюмировав, что правильнее будет занять оборону по левому берегу реки Днепр. «Понимаю, что это очень непростое решение. В то же время мы сохраним жизни наших военнослужащих и боеспособность войск. Держать их на правом берегу бесперспективно», – сказал Суровикин, по словам которого маневр будет осуществлен в ближайшие сроки. «Приступайте к отводу войск и примите все меры, чтобы обеспечить безопасную переброску личного состава, вооружения и техники», – ответил Шойгу.
Между тем официальный представитель МИД России Мария Захарова 9 ноября заявила, что РФ по-прежнему открыта к переговорам с Украиной: «Мы никогда от них не отказывались, мы готовы их вести, разумеется, с учетом тех реалий, которые складываются на текущий момент».