Обе стороны конфликта активно использовали беспилотники, причем РФ заподозрили в применении иранских аппаратов. Фото Reuters
Развитие специальной военной операции (СВО) в Украине показало, что сегодня огромное значение имеют данные космической разведки и их постоянная привязка к намечаемым целям для применения высокоточного вооружения, надежные засекреченные системы связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), управляемые через спутники беспилотники, интернет для организации взаимодействия в ходе боя, мотивация и постоянное обучение личного состава. Все это при поддержке организованной в СМИ и соцсетях информационной войны вошло в перечень факторов, определявших ход боевых действий в Украине.
Российская армия и Вооруженные силы Украины (ВСУ) по большому счету в феврале 2022 года к учету этих важных факторов были не готовы. США и НАТО постарались для ВСУ исправить положение дел не только массовыми поставками Украине современных вооружений, но и помощью в развертывании там в марте 2022 года терминалов спутникового интернета Starlink. Их поставка в Украину весной-летом позволила ВСУ быть относительно независимыми от воздействия РЭБ и иметь надежную закрытую связь в своих подразделениях вплоть до батальона. Фактически в Украине была опробована новая формула боевых действий, связанная с IT-технологиями. На планшетах у украинских комбатов благодаря целеуказаниям спутников транслируется картина происходящего на том или ином театре военных действий, координаты необходимых целей определяются молниеносно. По решению командования в тактическом звене ВСУ с помощью огня артиллерии, танков, реактивных систем залпового огня, дронов, в том числе высокоточных снарядов, могут наносить удары в считаные минуты после обнаружения целей.
Выводы из происходящего сделали и в Российской армии. С учетом возможностей космической разведки США военные РФ усилили маскировку, разведку и скрытное управление войсками. Они пока отказались от применения глубоких охватов и маневров на оперативно-тактическую глубину (до 60–70 км) и, имея перевес в артиллерии и бронетехнике, но все еще испытывая проблемы с наличием разведывательных беспилотников, выдавливают ВСУ с позиций в основном в условиях непосредственного соприкосновения с противником. При этом в связи с постоянным поступлением от США и НАТО в ВСУ тактических средств ПВО, в том числе переносных зенитных комплексов, массовое применение российской штурмовой авиации и ударных вертолетов в боях было ограничено, а Воздушно-десантные войска после весны 2022 года действовали как мотострелковые подразделения.
После проведенной ВСУ 8 октября на Крымском мосту диверсии и ударов Украины по важным объектам в РФ с октября 2022 года российские военные начали активно применять беспилотники (БПЛА) и ракеты средней и меньшей дальности по критически важным целям Украины. Но использование Россией БПЛА, дронов-камикадзе оказалось ограничено ввиду их дефицита. Иностранные СМИ отмечали даже, что для нанесения ударов РФ пришлось использовать поставленные Ираном беспилотники, которые называли «Геранями». Российские власти это не подтверждали, но, чтобы решить проблему, согласно официальным заявлениям, гособоронзаказ был увеличен в РФ в 1,5 раза, и оборонные заводы производят вооружения в три смены.