За год запрещенный в РФ «Талибан» смог создать внушительную армию. Фото Reuters
Реорганизация боевых формирований запрещенного в РФ «Талибана» и создание в Афганистане новой исламской армии стали главным приоритетом режима «яростных мулл», пришедшего к власти в Кабуле после завершения эвакуации западного контингента в 2021 году. Решению этой задачи талибы посвятили весь 2022 год.
Талибы создали из 20 влиятельных функционеров специальный оргкомитет по реформированию армии под руководством министра обороны Мохаммада Якуба – сына основателя «Талибана» Мохаммада Омара. Члены «комитета 20» занялись разработкой оргструктуры Минобороны и планом военной реформы в целом. Одновременно с этим, в январе 2022-го, был подготовлен проект первого госбюджета, который сформировал необходимую финансовую базу: 42% всех средств талибы направили на силовой блок. Для сравнения: на здравоохранение «яростные муллы» выделили 2,1% бюджета.
Первоначально лидеры «Талибана» заявляли о планах создать армию численностью в один лашкар (100 тыс. человек). Уже 2 января 2022 года представитель Минобороны «Талибана» Энаятулла Хорезми заявил о «завершении на 80%» процесса. Тогда же окончательно оформилась структура новой талибской армии: она должна была состоять из восьми армейских корпусов, расквартированных в Кабуле и еще семи крупных городах страны. Численность каждого корпуса была утверждена в 10–12 тыс. человек. В составе новой талибской армии имеется подразделение террористов-смертников. В середине февраля 2022-го мулла Якуб заявил одновременно о создании новой армии и о корректировке ее первоначальной численности – сначала до 110 тыс. человек, а затем до 150 тыс. Причиной увеличения численности армии стало неожиданное для внешних наблюдателей обострение ситуации на афгано-пакистанской границе. Там с зимы 2021/22 года и в течение всего 2022 года стали регулярно происходить локальные боестолкновения между талибами и пакистанскими силовиками. По неполным подсчетам, таких стычек насчитывается уже не менее десятка. Вопреки надеждам Исламабада, афганские талибы оказались не менее сложными соседями, чем их республиканские предшественники. В октябре численность армии «Талибана» достигла 150 тыс. штыков. Таким образом, взятые на себя обязательства в части реорганизации армии «яростные муллы» до конца года выполнили.
Пока остается под вопросом уровень профессионализма новой армии. Несмотря на все усилия, талибам не удалось в 2022 году устранить две важные для себя проблемы – Фронт национального сопротивления Афганистана (ФНСА) Ахмада Масуда и запрещенное в РФ «Исламское государство» (ИГ). Бойцы ФНСА сохранили инфраструктуру силового противодействия талибам в провинциях Панджшер и Баглан и намерены весной 2023 года перейти к активным боевым действиям на севере страны. За год выросла и численность афганского филиала ИГ, сторонники которого совершают теракты в Кабуле и других крупных афганских городах.