Евгений Пригожин и бойцы ЧВК Вагнер в соляной шахте под Соледаром. Фото пресс-службы компании Конкорд\Reuters |
После долгих ожесточенных боев у Соледара 11 января было опубликовано заявление бизнесмена Евгения Пригожина, контролирующего частную военную компанию «Вагнер», о том, что ее подразделения взяли под контроль всю территорию населенного пункта: «В центре города образован котел, в котором ведутся бои.
Количество пленных будет сообщено завтра. Еще раз хочу подчеркнуть, что в штурме Соледара не участвовали никакие подразделения, кроме бойцов ЧВК «Вагнер». Также были выложены фото бизнесмена и вагнеровцев, сделанные в шахте. Напомним, в городской черте Соледара расположено несколько соляных рудников, которые соединены между собой и превращены ВСУ в подземные укрепления со складами боеприпасов и помещениями для личного состава.
Замечание Пригожина о том, что город штурмовали исключительно представители ЧВК, многие эксперты расценили как очередное язвительное замечание в адрес Минобороны РФ – бизнесмен не раз критиковал руководство военного ведомства, обвиняя его в неэффективном ведении боевых действий.
Минобороны России, в свою очередь, в 13.00 11 января не подтвердило взятие Соледара, при этом постаралось рассказать о своем вкладе в операцию, сообщив, что в городе ведут бой «штурмовые отряды», и отметив, что «подразделения ВДВ» блокировали населенный пункт «с северной и южной частей», а Воздушно-космические силы России «наносят удары по опорным пунктам противника».
Командир спецназа «Ахмат» и заместитель командующего 2-го армейского корпуса народной милиции ЛНР Апты Алаудинов днем уточнил, что Соледар «находится в стадии зачистки»: «Его в принципе уже можно считать взятым, потому что ничего то количество бойцов (ВСУ. – «НГ»), которое находится внутри, уже не поменяет. По сути, мы сможем уже к концу этого дня или максимум утром констатировать, что Соледар полностью находится под контролем наших сил и средств».
Заявления о взятии Соледара с украинской стороны около полудня опроверг представитель Восточной группировки ВСУ Сергей Череватый: «Россияне говорят, что Соледар под их контролем, это неправда. Детали в сводке Генштаба, ждите». При этом украинские медиа утверждали, что на фото Пригожин запечатлен в шахте не под Соледаром, а в другом месте. Ближе к вечеру заместитель министра обороны Украины Анна Маляр заявила, что в городе идут тяжелые бои, сообщив, что попытки вагнеровцев полностью захватить его были безуспешными. А в вечерней сводке Генштаба Украины о боевых действиях в Соледаре ничего сказано не было.
В целом о значении Соледара как пункта обороны и в РФ, и в Украине высказывались разные мнения. «В масштабах данной войны возможное взятие 10-тысячного разрушенного города не принесет противнику никаких результатов, кроме заголовков в СМИ и колоссальных потерь», – заявил советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович. Примерно той же позиции придерживаются специалисты американского Института изучения войны (ISW): «Захват Соледара не будет означать немедленного окружения Бахмута. Контроль над Соледаром необязательно позволит российским войскам установить контроль над критически важными украинскими наземными линиями коммуникаций к Бахмуту».
Регулярно критикующий Минобороны РФ экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) заявил, что взятие большей части Соледара является «несомненным тактическим успехом», однако это не приведет к прорыву фронта и окружению оборонявших город частей и подразделений. «Противник создает новую линию обороны на западных окраинах, опираясь на соляные шахты, – написал Стрелков в Telegram. – Бои за город еще не закончены – западные окраины и пригороды придется штурмовать. Что касается Бахмута, то пока ситуация там без существенных изменений, хотя охват города с севера существенно ухудшит перспективы дальнейшей обороны. Даже падение всей укрепленной линии Бахмут–Соледар–Северск к крушению фронта ВСУ не приведет – в тылу у них главный укрепрайон на Донбассе – Славянско-Краматорский. И до него еще надо дойти».
А вот врио главы ДНР Денис Пушилин, напротив, считает, что взятие Соледара «кратно увеличивает возможности для освобождения Артемовска и Северска». «Это ведет, во-первых, к очередному крушению символов (непобедимости), которые раздувались украинской пропагандой. Второе – это долгожданный выход на плацдарм Славянского и Краматорского направлений. Это на самом деле подготовка переломного момента к освобождению всей Донецкой Народной Республики», – заявил Пушилин.
«Те, кто сейчас пытается преуменьшить масштаб успеха в Соледаре, сравнивая его с потерями территорий в Харьковской и Херсонской областях, мягко говоря, лукавят, – уверен военкор Александр Коц. – В Соледаре же полгода перемалывались боеспособные части ВСУ. Киев бросал на удержание города все новые и новые бригады, которые покидали зону боевых действий в кузовах пикапов и черных мешках. Да, Соледар – это маленький городок на подступах к мощнейшему узлу украинской обороны – Артемовску. Но здесь ВСУ было нанесено, пожалуй, крупнейшее поражение (в живой силе) со времен Мариуполя».
Отметим, что советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил: бои за Соледар и Бахмут являются «самыми кровопролитными» с начала конфликта в Украине.
Между тем западные партнеры демонстрируют решимость укреплять армию Украины. Президент Польши Анджей Дуда заявил, что передаст Киеву танки. На пресс-конференции во Львове, в которой участвовали глава Украины Владимир Зеленский и президент Литвы Гитанас Науседа, Дуда заявил: «Мы хотим, чтобы была международная коалиция, и решили внести в эту международную коалицию первый пакет – роту танков Leopard». Сколько единиц техники будет передано, он не сказал, однако известно, что в танковой роте в странах НАТО может быть 10–14 боевых машин. А Гитанас Науседа объявил о предоставлении Украине в рамках военной помощи зенитных систем и средств противовоздушной обороны.