Фото сайта mil.ru
Оказывая военную помощь Украине, НАТО следит за Стратегическими ядерными силами (СЯС) РФ, в том числе на военном флоте. Об этом свидетельствует доклад Норвежской разведывательной службой (NIS) для населения страны и союзников по НАТО. NIS отмечает, что корабли и субмарины российского Северного флота впервые за 30 лет выходят в море с тактическим ядерным оружием (ТЯО) на борту. Эксперты отмечают, что мнение NIS может быть обоснованным, но у РФ и без того есть возможности доставить заряды ТЯО до позиций противника.
«Ядерное оружие представляет собой особенно серьезную угрозу в вариантах операций, в которых могут участвовать страны НАТО», – отмечается в докладе.
Эти операции, видимо, подразумевают и шаги по оказанию альянсом масштабной помощи Украине. В докладе NIS говорится об определенном снижении потенциала обычных вооружений Вооруженных сил РФ в связи со СВО. На этом фоне NIS делает вывод о возрастающей роли для России ядерного оружия (ЯО). С учетом растущего противостояния с Западом Москва, видимо, приходит к аналогичному выводу. 8 февраля в российском МИДе заявили, что действия США и НАТО «чреваты реальной опасностью прямого военного столкновения двух ядерных держав».
Официальных комментариев или опровержений Москвы по поводу документа NIS пока не поступало. При этом в экспертном сообществе не исключают, что сейчас СЯС России имеют не только подпадающие под российско-американский договор СНВ-3 мощные ядерные боеприпасы, но боеголовки для ТЯО. И размещаются они не только на севере, где дислоцированы главные военно-морские базы Северного флота. Он, по оценкам NIS, – самое большое оперативно-стратегическое объединение ВМФ РФ, в которое входит более 80 подводных лодок и надводных кораблей. И они находятся не только в арктических широтах, а и в других важных для России точках Мирового океана.
«НГ» уже сообщала о начале очередных маневров Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в Алтайском крае (см. номер от 02.02.23). Как можно понять из публикаций СМИ, патрулирование подвижных грунтовых ракетных комплексов «Ярс», входящих в Барнаульское соединение РВСН, продолжается и сейчас. Военное ведомство РФ 14 февраля также сообщило, что «два российских стратегических ракетоносца Ту-95МС выполнили плановый полет над нейтральными водами Берингова моря». При этом Минобороны обратило внимание, что «летчики Дальней авиации регулярно совершают полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Балтийского морей, Тихого океана». Известно, что самолеты Дальней авиации – воздушный компонент российской ядерной триады. Но имеется ли у российских стратегов на борту ядерное оружие при воздушном патрулировании, официально Минобороны РФ также не сообщало.
Напомним, тема перспективы использования Россией ее ядерного потенциала начала активно обсуждаться после начала СВО. На официальном уровне такой вариант обычно отвергается. Но осенью 2022 года президент РФ Владимир Путин заявил о готовности применить в случае необходимости все средства: «Для защиты нашего народа мы используем все средства. Это не блеф. Наши независимость и свобода будут обеспечены всеми наличествующими средствами».
Председатель Центрального комитета Общероссийского профессионального союза военнослужащих, капитан 1 ранга в отставке Олег Шведков сообщил «НГ», что «тема, связанная с оснащением кораблей и подводных лодок ядерным оружием (ЯО), всегда была самой большой тайной в нашем Военно-морском флоте»: «На официальном уровне были сообщения о том, что после окончания холодной войны корабли ВМФ ходили по морю без ядерных боеприпасов. Сейчас трудно сказать, насколько сообщения из Норвегии соответствуют действительности». Служивший на подлодках Северного флота Шведков не исключает, что сегодня, когда отношения между НАТО и Россией обострились до предела, «корабли могли выйти в море, имея на борту тактическое ядерное оружие». «Что касается возможных носителей ТЯО, то в свое время на борту подводных лодок были так называемые «толстые» (655-мм) торпеды, которые были способны нести ядерный боезаряд ориентировочной мощностью до двух килотонн, – говорит Шведков. – Это в семь-восемь раз меньше, чем мощность заряда американской атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Носителем ТЯО может быть практически любая крылатая ракета, которая размещается как на подводных, так и на надводных кораблях. Речь идет и об устаревших «Гранитах», у которых заявленная мощность ядерного боеприпаса примерно 500 килотонн, и об «Искандерах», «Калибрах», «Бастионах». И, естественно, о размещении ТЯО на «Цирконах» и «Кинжалах» и им подобных. Но еще раз хочу подчеркнуть, вопрос снабжения кораблей ядерным оружием всегда был большой тайной», – отметил эксперт.
Отвечая на вопрос о возможности применения ТЯО с морских средств базирования на черноморском театре боевых действий, Шведков заявил, что не видит в этом необходимости: «Сейчас нет открытой информации о наличии подобных боеприпасов на складах Черноморского флота». При этом, по мнению эксперта, РФ при необходимости может применить ядерное оружие «с суши – с различных наземных ракетных комплексов или с авиации».
«Ракета с ТЯО способна гарантированно вывести из строя любой мост через Днепр или другие реки, через которые проходят стратегические логистические маршруты снабжения украинской армии. Тактическое ядерное оружие способно с вероятностью в 100% уничтожить любой полигон, военный завод, тоннель, склад с вооружениями, электростанцию, нефтеперерабатывающее предприятие и другие объекты критически важной инфраструктуры противника», – пояснил «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев.
Политолог и военный эксперт Сергей Михеев уверен, что в Киеве недооценивают прогнозы относительно перерастания конфликта в ядерный. «Америка ради Украины не пойдет ядерной войной против России. Все ограничится театром военных действий в Украине. В этом случае будет выжжена вся ее центральная и южная части, возможно, и западная. Да, у РФ будут проблемы, но останется огромная территория до Тихого океана с немереным количеством ресурсов. У Украины нет стратегической глубины. А у России она есть», – констатирует Михеев.