Китайские военные моряки готовы присоединиться к своим иранским и российским коллегам в Оманском заливе для проведения совместных учений. Фото Reuters
В Оманском заливе 16 марта началась активная фаза трехстороннего военно-морского учения России, Китая и Ирана «Морской пояс безопасности – 2023». Она проходит в условиях, когда США и Израиль озаботились перспективой ухудшения ситуации на Ближнем Востоке в условиях развития военного сотрудничества Ирана и РФ, а также роста геополитических амбиций Тегерана. Об этом недвусмысленно заявил на прошлой неделе, будучи в Тель-Авиве, глава Пентагона Ллойд Остин. Озабоченность, видимо, усиливается позицией Китая, который повышает уровень своих партнерских отношений с РФ и Ираном.
По сообщению Минобороны РФ, 16–17 марта вблизи иранского побережья в районе морского порта Чахбехар «будет проведен морской этап трехстороннего учения, в ходе которого участники отработают формирование межнационального отряда боевых кораблей, совместное маневрирование, выполнят артиллерийские стрельбы как днем, так и в ночное время». При этом, как заявили в Китае, маневры «придадут позитивную энергию региональному миру». В ходе учений, как отмечают китайские СМИ, будет отработана «как совместная борьба с пиратством, так и необходимые процедуры по обеспечению безопасного судоходства», главной из которых, видимо, будет обеспечение безопасности транспортировки углеводородов.
Учения контролируются авиацией США и, по данным СМИ, проходят под наблюдением американского патрульного самолета Р-8А Poseidon.
«Для Москвы, которая, как и Иран, оказалась под действием санкций, эти маневры в условиях активных боевых действий на Украине – знак поддержки со стороны Тегерана, – заявил «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Но это еще и обозначение флага России в важном мировом энергетическом регионе. Видимо, не случайно Россию на учении представляет один из самых современных кораблей ВМФ страны, оснащенный новыми гиперзвуковыми ракетами «Циркон» фрегат Северного флота «Адмирал Горшков». Его участие в совместных с китайским флотом маневрах – это еще и продолжение укрепления тройственных отношений в рамках Москва–Тегеран–Пекин, а также помощь в решении для вновь избранного руководства КНР геополитических задач на Ближнем Востоке и в Африке». Эксперт обращает внимание на то обстоятельство, что фрегат до захода в Оманский залив две недели назад участвовал совместно с кораблями Военно-морских сил (ВМС) КНР и Южно-Африканских национальных сил обороны в учениях у побережья ЮАР в Индийском океане. И вот теперь «Адмирал Горшков» и средний морской танкер «Кама» Северного флота должны отработать совместные задачи с эскадренным миноносцем ВМС Китая «Нанжинг», фрегатами «Саханд» и «Джамаран», корветом «Баяндор» и другими кораблями и судами ВМС Ирана.
Группировка на маневрах представлена серьезная. Ранее китайские и российские военные корабли в подобном составе собирались лишь однажды для маневров у берегов Ирана в декабре 2019 года. Но тогда часть задач ВМС КНР, Ирана и ВМФ РФ решалась в Индийском океане, и лишь некоторые были обозначены в районе Оманского залива. Сейчас же ситуация совсем другая. Контр-адмирал ВМФ России в запасе, военный историк Юрий Кириллов считает, что морские учения Китая, России и Ирана «Пояс морской безопасности – 2023» призваны показать США, что эти страны «совместно намерены контролировать главные мировые маршруты транспортировки нефти». «Флот 5-й оперативной группировки ВМФ США присутствовал в Оманском заливе всегда, – отмечает Кириллов. – Но если раньше американцы в заливе видели исключительно торговые китайские суда, то теперь им придется привыкать и к военным кораблям. Китай тем самым наглядно демонстрирует ВМФ США, что он стал морской державой и способен вместе с Россией и Ираном контролировать и защищать торговые пути Оманского залива». Бывший советник Госдепартамента США по ближневосточной политике Аарон Дэвид Миллер также уверен, что «влияние и авторитет США в регионе уменьшились, и там складывается новый тип международного регионального объединения, где усиливаются позиции России и Китая».
«Китай помирил Саудовскую Аравию и Иран. И сейчас председатель Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани находится с визитом в ОАЭ, где решает важные дипломатические задачи по урегулированию межгосударственных отношений», – говорит Неткачев. Он указывает на тот факт, что «месяц назад в Китае с внушительной делегацией побывал президент Ирана, а недавно Тегеран посетил генсек Шанхайской организации сотрудничества Чжан Мин, визит которого, по сути, дал зеленый свет вступлению Ирана в ШОС».
Эксперт считает, что военно-дипломатическая активность Китая на Ближнем Востоке положительно сказывается и на действиях России и Ирана в Сирии и их военно-техническом сотрудничестве. «Не зря перед тем как в Москве в среду побывал президент Сирии Башар Асад, официальный представитель МИД КНР Мао Нин Китай выступала с заявлением о том, что Китай призывает США вывести свои войска из Сирии и прекратить грабить эту страну», – говорит Неткачев.