Региональные власти надеялись, что строительство новой «засечной черты» обезопасит россиян от нападения со стороны Украины. Фото из Telegram-канала «Настоящий Гладков»
Белгородская область не только подверглась обстрелу с территории Украины, но и была атакована группой диверсантов. Информацию об этом к середине 22 мая подтвердили и региональные власти, и пресс-секретарь президента РФ, а в первой же половине дня граждане были вынуждены ориентироваться только на сообщения в медиа, соцсетях и Telegram-каналах, которые, как и в похожем случае в марте, публиковали противоречивую информацию, подогреваемую целенаправленными вбросами украинской стороны. Ближе к вечеру в Белгородской области был введен режим контртеррористической операции.
Сообщения о том, что Грайворонский округ Белгородской области несколько часов находится под обстрелом с украинской стороны, появились рано утром 22 мая. Их подтвердил губернатор Вячеслав Гладков: «Сработала наша система ПВО. Часть ракеты упала в огород частного жилого домовладения в селе Антоновка. Взрывотехники и оперативные службы на месте, приступают к обезвреживанию». По данным губернатора, в селе Козинка снаряд попал в частный жилой дом, что вызвало пожар, еще два здания были повреждены. В селе Гора-Подол загорелся склад сена, а в Новой Таволжанке с беспилотника было сброшено взрывное устройство рядом с частным жилым домом.
Затем в соцсетях и Telegram-каналах стали лавинообразно публиковаться сообщения о том, что на территорию Белгородской области с Украины якобы вошла крупная диверсионно-разведывательная группа, которая ведет бой на погранпереходе «Грайворон», причем в атаке участвует бронетехника. В мессенджерах и в украинских СМИ появились видеоролики, на которых были запечатлены некие люди в военной форме, якобы въезжающие на территорию РФ, а также записи с квадрокоптера, запечатлевшие, как танк проезжает на территорию погранперехода. При этом в официальных российских СМИ и на сайтах госведомств РФ никаких сообщений о происходящем не было, что заставляло местных жителей в поисках информации отправляться именно в соцсети и Telegram.
Параллельно гражданам стали поступать звонки с разных номеров о необходимости эвакуации, они делились в интернете роликами с аналогичными объявлениям по радио и не могли понять – реальные ли это сообщения от госорганов или дезинформация, призванная вызвать панику.
Диверсионная группа сумела проехать на территорию РФ мимо пограничного пункта пропуска «Грайворон». Карта «НГ» |
Через некоторое время губернатор Гладков опубликовал видеообращение, в котором призвал местных жителей не доверять недостоверным заявлениям, отметив, что на Белгородскую область идет массированная информационная атака. А еще через некоторое время глава области подтвердил то, о чем уже несколько часов твердили Telegram-каналы. «На территорию Грайворонского округа зашла диверсионно-разведывательная группа ВСУ. Вооруженные силы РФ вместе с погранслужбой, Росгвардией и ФСБ принимают необходимые меры по ликвидации противника», – написал Гладков в Telegram. При этом в сводке Министерства обороны РФ, опубликованной около 15.00, никакой информации о происходящем в Белгородской области вовсе не было.
А вот в Главном управлении разведки Минобороны Украины сообщили, что в Белгородской области «действуют» бойцы «Русского добровольческого корпуса» и легиона «Свобода России» (обе организации в России признаны террористическими). Представители этих организаций опубликовали в интернете несколько видеозаписей, снятых возле указателей с названиями нескольких населенных пунктов приграничных с Украиной областей, заявив о захвате села Козинка. Украинские диверсанты захватили Дом культуры в селе Гора-Подол Белгородской области, также сообщил Telegram-канал RT со ссылкой на источник, близкий к администрации населенного пункта, отметив, что нападавшие были окружены российскими силами. При этом отмечалось, что жители Грайворона после захода украинской ДРГ пытаются выбраться «своими силами», хотя эвакуацию из города не объявляли.
Чуть позже факт атаки диверсантов подтвердил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, сообщив, что ее цель – отвлечь внимание а также минимизировать политический эффект от потери украинскими войсками Артемовска (Бахмута). «Минобороны, ФСБ и Погранслужба доложили президенту РФ – Верховному главнокомандующему (Владимиру Путину) о попытке прорыва украинской диверсионной группы в Белгородскую область. Ведется работа по их выдавливанию с российской территории и уничтожению этой диверсионной группы. Сил и средств на месте достаточно», – сказал Песков.
Каких-то официальных данных о размере ДРГ и ее составе госорганами так и не было опубликовано. Несмотря на то что по публикациям в медиа можно было сделать вывод о том, что на месте ЧП идут боестолкновения, заявлений о жертвах не появилось. К моменту подписания номера «НГ», Гладков заявил о 8 пострадавших, например, сообщил, что с ранением голени госпитализирован замглавы Грайворонского района Анатолий Бляшенко, который вместе с сотрудником МЧС пострадал при обстреле здания местной администрации, также в результате обстрела ВСУ получили минно-взрывные ранения двое жителей села Глотово.
В 18.00 губернатор Гладков сообщил, что в Белгородской области с 22 мая «введен правовой режим контртеррористической операции (КТО), который устанавливает специальные меры и временные ограничения»: «Начиная от проверки у физических лиц документов, удостоверяющих их личность и заканчивая приостановлением деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества». Также в числе вводимых мер – «временное отселение физических лиц, проживающих в пределах отдельных территорий, на которых введен правовой режим КТО, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений», «ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта», и «беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом».
Отметим, что рейду диверсантов на Белгородскую область не помешала «засечная черта», о создании которой региональные власти сообщили в марте. По данным Гладкова, на ее строительство было потрачено почти 10 млрд руб. Диверсанты, судя по всему, объехали ее по шоссе, вдоль которого расположены атакованные населенные пункты.
Происходящее в Белгородской области и особенно то, что происходило в информационном поле, по сути повторило ситуацию с вылазкой проукраинской ДРГ в Брянскую область 2 марта. Тогда с утра в медиа, в том числе в нескольких государственных СМИ, появилось множество сообщений о масштабных боестолкновениях украинских диверсантов с российскими силовиками и военнослужащими, а также об атаке на несколько населенных пунктов региона и массовом захвате заложников. Официальные ведомства выдавали минимум информации, и гражданам приходилось полагаться на сообщения в соцсетях. Позже в интернет были выложены видео, на которых мужчины в военной форме позировали у фельдшерского пункта и почтового отделения в одном из населенных пунктов, а также заявили, что вошли на территорию РФ и покинули ее без серьезных проблем. Сообщалось, что в результате рейда погиб один местный житель, а несколько российских силовиков были ранены из-за взрыва оставленной диверсантами мины. В марте украинские власти отказались взять на себя ответственность за деятельность «диверсионно-разведывательной группы» в России.