Фото Reuters
Провальное контрнаступление ВСУ на запорожском и южно-донецком направлениях побуждают Киев начать удары по тыловым транспортным путям, по которым идет снабжение российских войск через Крым. ВСУ утром 22 июня попытались вывести из строя мосты в районе Сиваша на дороге Мелитополь–Джанкой. Активность ВСУ затухает, в ряде мест они переходят к позиционным боям. Эксперты допускают в ближайшее время начало второй фазы их контрнаступательных действий.
Об этом же на совещании с членами Совбеза в четверг 22 июня заявил президент Владимир Путин. «Надо исходить из того, что наступательный потенциал противника не исчерпан. Ряд стратегических резервов пока не задействован, и прошу иметь это в виду при построении боевой работы. Исходить нужно из реалий», – подчеркнул глава государства.
Путин считает, что мобилизационные резервы Украины в живой силе небезграничны. «Технику, конечно, можно поставить и дополнительно. А вот мобилизационный резерв, он безграничным не является, и похоже, западные союзники Украины действительно решили воевать с Россией до последнего украинца», – считает Путин.
Данная установка президента дана членам Совбеза РФ, видимо, еще и потому, что российское общество и СМИ, а также наблюдатели и эксперты все больше задаются вопросами, какими целями руководствуются сейчас российские войска, действующие в зоне конфликта, какие у них планы в борьбе с противником.
Докладывая по поручению президента о ситуации в зоне проведения специальной военной операции (СВО), министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что «в течение 16 дней активных боевых действий, понеся существенные потери, противник снизил активность. В настоящий момент занимается перегруппировкой, собирает те силы, которые в дальнейшем могли бы пойти в наступление. Силы для ведения дальнейших наступательных действий у противника еще есть, сохраняются, несмотря на большое количество утрат как по технике, так и по личному составу».
На этом фоне, как сказал глава Минобороны: «...конечно, идет подготовка к дальнейшим наступательным действиям с нашей стороны».
К концу июня в вооруженных силах сформируют резервную армию и в ближайшее время – армейский корпус, они получат более 3700 единиц техники, сообщил Сергей Шойгу. То есть переход ВС РФ к стратегической обороне – это временная ситуация, и тут Генштаб России уже начинает формировать значительные резервы для наступления. По данным Шойгу, «если говорить о формировании резервов по контракту, набрано 114 тыс. человек – это по прямому контракту, плюс к этому 52 тыс. – это добровольцы». Это люди, набранные в РФ в систему подразделений ЧВК и другие добровольческие соединения.
Между тем имевший место в четверг утренний ракетный удар ВСУ по мостам в районе Сиваша пришелся по одному из самых коротких транспортных путей, ведущих из Крыма в Херсонскую и Запорожскую области. Такое, по экспертным оценкам, стало возможным благодаря поступлению в мае 2023 года из Великобритании в ВСУ франко-британских ракет типа Storm Shadow, способных поражать цели на расстоянии до 250 км. Выяснилось, что используемые по мостам ракеты были французского производства. Конечно, плохо то, что они достигли цели. Хотя, помимо них, Минобороны РФ сообщило, что за минувшие сутки «средствами противовоздушной обороны перехвачено пять крылатых ракет большой дальности Storm Shadow».
«Ранее военное ведомство сообщало, что средствами российских ПВО в мае 2023 года было уничтожено в зоне СВО 29 крылатых ракет Storm Shadow. А запущено, конечно, было больше, – отметил в беседе с «НГ» военный эксперт, полковник в отставке Николай Шульгин. – Сообщалось, что несколько десятков ракет Storm Shadow было выпущено по российским гражданским объектам уже в июне. Это в Луганске, Бердянске и по целям в Крыму. Каждая такая ракета стоит более миллиона долларов. И их боезапас у ВСУ ограничен, тем более ракеты применются с советских боевых самолетов типа Су-24м и Су-27, которые, по данным СМИ, прошли соответствующую модернизацию в Польше. Но их тоже в ВСУ осталось совсем мало».
И все же, по мнению эксперта «НГ», обольщаться не надо. «В НАТО хотят оснастить ВСУ боевыми самолетами западного производства, которые способны применять Storm Shadow, а также другие подобные высокоточные ракеты большой дальности. А это значит, что необходимо разработать планы и принять меры по их нейтрализации», – напоминает Николай Шульгин. Он также отметил, что ВСУ уже совсем скоро ожидают от стран НАТО новые поступления танков, боевых бронированных машин (ББМ) и артиллерийских систем (АС).
«По данным МО РФ, это не менее «250 танков, в том числе примерно 120 «Леопардов», 31 танк «Абрамс» и остатки, которые они собирают по всему миру, это 95 танков Т-72. Плюс планируются к поставке в этом году 983 единицы ББМ и 273 единицы АС калибра 155 мм. Такого количества вооружений хватит, чтобы сформировать еще один армейский корпус ВСУ, если наберется для этого соответствующее число людей – не менее 20–25 тыс. штыков, – считает эксперт «НГ». – Если этого у Киева не получится, то новые западные танки и ББМ пустят на доукомплектование разгромленных соединений ВСУ».
Шульгин также отметил, что с таким потенциалом ВСУ, конечно, смогут вести боевые действия, в том числе и пытаться вновь наступать. Однако добиться решающего перелома они не смогут.