Вступившие в территориальную оборону граждане уже получили оружие в нескольких регионах РФ. Фото РИА Новости
Не добившись прорыва боевых порядков Российской армии в Приазовье, Генштаб Вооруженных сил Украины (ВСУ) меняет тактику. Чтобы измотать силы обороняющихся российских подразделений, украинские военные усилили удары с большой дальности артиллерией и ракетами, а на линии боевого соприкосновения используют атаки мелкими группами пехоты без поддержки тяжелой техники, пишет издание New York Times. При этом Киев усиливает частоту ударов беспилотниками в глубину территории РФ. Не исключены и новые вылазки диверсионно-разведывательных террористических групп (ДРГ).
Минобороны РФ сообщило, что в ночь на четверг предотвратило атаку шести украинских беспилотников, которые были нейтрализованы над территорией Калужской области.
Однако секретарь Совета национальной безопасности и обороны страны Алексей Данилов заявляет, что удары по территории России будут продолжены. Практически ежедневно обстреливаются приграничные районы в Брянской, Белгородской и Курской областях.
Для того чтобы усложнить задачу диверсантам, которые уже несколько раз устраивали вылазки на территорию РФ, как уже сообщала «НГ» (см. номер от 03.08.23), отрядам территориальной обороны в регионах, граничащих с севером Украины, выдали стрелковое оружие, противодроновые ружья и автомобили УАЗ. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя это, заявил, что вооружение отрядов территориальной обороны происходит «в строгом соответствии с законодательством и является необходимой мерой» на фоне атак со стороны Украины.
Ранее губернаторы приграничных областей утверждали, что законодательство РФ не позволяет им вооружать добровольцев, которые вместе с силовыми структурами обеспечивают безопасность в регионе. Глава рабочей группы по вопросам специальной военной операции Андрей Турчак в мае 2023 года заявлял, что правовой статус отрядов теробороны до конца не урегулирован и «крайне ограничен» – в частности, у них не было права на ношение и применение оружия. Глава Белгородской области Вячеслав Гладков сообщал, что власти ищут «законное основание» вооружить добровольцев. В июле он отметил, что вопрос частично решен, региональные власти обсуждают его с Росгвардией, ФСБ и Минобороны. Так на каком основании добровольческие отряды получили оружие?
Как рассказал «НГ» военный эксперт, полковник в отставке Николай Шульгин, право губернаторов создавать в пределах субъекта Федерации собственные военизированные компании определены поправками в закон о повышении призывного возраста до 30 лет. «Эти поправки о военной поддержке губернаторов многие не заметили, – говорит эксперт. – Согласно им, в период мобилизации, военного положения и в военное время высшие должностные лица субъектов РФ по решению президента смогут создавать специализированные государственные унитарные предприятия. По закону эти предприятия предназначены для защиты госграницы, для борьбы с диверсионно-разведывательными группами и незаконными вооруженными формированиями иностранных государств». Эти предприятия (то есть добровольческие формирования, подчиненные губернатору) получают от войск Росгвардии и под их контролем боевое стрелковое оружие и боеприпасы. Их материально-техническое обеспечение также возложено на Национальную гвардию. «Сотрудники региональных формирований будут носить форму и иметь право на ношение боевого огнестрельного оружия. Финансироваться военизированные предприятия будут в основном за счет госбюджета, местные власти могут оказывать им дополнительную финансовую поддержку», – рассказал Шульгин.
Губернатор Гладков 2 августа сообщил о передаче первой партии оружия региональным добровольцам. «Порядок его применения будет определен дополнительно через командира полка, через командиров батальона, через взаимодействие с Министерством обороны, с Росгвардией и Федеральной службой безопасности. Это будем доводить в отдельном порядке», – рассказал он в своем Telegram-канале. Вслед за Гладковым о передаче оружия отрядам народной дружины сообщил губернатор Курской области Роман Старовойт. «В ближайшее время увеличим количество оружия до 300 единиц», – написал он.
На видео, представленном региональными властями, видно, что добровольцы получили карабины типа «Сайга-МК». Пока не ясно, будут ли бойцы самообороны носить их повсеместно или оружие будет храниться отдельно в специальных ружейных комнатах и выдаваться в случае возникновения конфликта на границе. Однако Дмитрий Песков постарался развеять опасения, что «стволы» могут попасть не в те руки. «Оружие никогда не бывает бесконтрольным. Все механизмы контроля, конечно, должны быть очень тщательно реализованы и предусмотрены. Собственно, нет сомнения, что так оно и есть», – сказал Песков.
Между тем депутат Госдумы, генерал-лейтенант Андрей Гурулев считает, что только стрелкового оружия отрядам терробороны недостаточно: «Обязательно нужны 82-мм минометы, а если будут хотя бы гранатометы, еще лучше ПТУРы (противотанковые управляемые ракеты. – «НГ»), то тогда тероборона сможет работать гораздо эффективнее». Подобного мнения придерживается и председатель Центрального комитета Общероссийского профессионального союза военнослужащих, капитан I ранга в отставке Олег Шведков. Он заявил «НГ», что ДРГ в основном прорываются через границу на легкой бронетехнике, поэтому у отрядов терробороны обязательно должны быть противотанковые средства. «Надо укреплять саму границу техническими средствами обнаружения, минными полями, искусственными преградами. С помощью беспилотников вести постоянную разведку в местах вероятного прорыва, а для уничтожения ДРГ активно использовать быстроходные бронегруппы и специально выделенные вертолеты», – считает эксперт.
«Появление у губернаторов своих армий – это, конечно, новая история в российской действительности, это своеобразная децентрализация силового блока, имеющегося в РФ, – заявил «НГ» военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – По законодательству надзор за деятельностью унитарных предприятий, призванных обеспечить приграничную безопасность и контроль за оружием, возложен на Росгвардию. Должен быть прописан и отлажен механизм, чтобы такой контроль был действенным, а оружие не было использовано в противозаконных целях».