Фото REUTERS
Не добившись значительных успехов на линии боевого соприкосновения, Украина продолжает наносить удары по территории России. Большого урона атаки не наносят. Но Киев пытается этот урон увеличить, в том числе на промышленных, логистических и транспортных объектах РФ.
Во второй половине 6 августа в результате авиаударов ВСУ был выведен из строя Чонгарский мост, соединяющий Херсонскую область с Крымом. А утром на некоторое время в аэропорту Внуково был временно ограничен прилет и вылет самолетов. Как выяснилось позже, в воздушной гавани был задействован план «Ковер» (его объявляют, когда в небе засекли опасные или неизвестные объекты). Происходила попытка атаки на Московский регион украинского беспилотного летательного аппарата (БПЛА). По сообщению Минобороны, в 11.27 БПЛА был «уничтожен... на территории Подольского района».
Настораживает то, что теперь атаки планируются не только с суши, но и с моря. Это год назад уже обещал командующий Военно-морскими силами (ВМС) Украины вице-адмирал Алексей Неижпапа. Как сообщает украинский сайт Госгидрографии, власти Украины с 4 августа объявили акватории российских портов в Анапе, Новороссийске, Геленджике, Туапсе, Сочи и на Тамани зоной «военной угрозы». СМИ сообщают, что «основанием для такого решения стал приказ ВМСУ. Предупреждение действует «до последующего уведомления».
«Так Киев де-факто анонсировал военные действия на Черном море у российского побережья. Так получили объяснение атаки украинских морских дронов в ночь на пятницу на портовую зону Новороссийска. И почему после этого они пытались бить по гражданским судам близ Керченского залива», – сообщил «НГ» военный эксперт полковник в отставке Владимир Попов.
Французское агентство France Presse, ссылаясь на источник в Службе безопасности Украины (СБУ), сообщило, что «крупный нефтяной танкер Sig, перевозивший топливо для российских войск», взорвали с помощью безэкипажных катеров украинские спецслужбы. Источник подчеркнул, что «успешная спецоперация» с использованием морского беспилотника и взрывчатых веществ была осуществлена совместно с Военно-морскими силами Украины (ВМСУ). Представитель оперативной группировки ВСУ «Юг» Наталья Гуменюк назвала удары по российским энергетическим объектам «неизбежными».
«Как показывает практика, Россия нашла способы нейтрализовать почти все ударные украинские БПЛА, которые применяются Киевом по ее сухопутной территории. Но вот вопрос, как можно эффективно защититься от морских беспилотников? К сожалению, он остается открытым», – считает Попов. Эксперт напомнил, что эта проблема возникла не сегодня. Еще 29 октября 2022 года в бухтах Севастополя при помощи надводных беспилотных аппаратов была совершена первая масштабная террористическая атака ВМСУ на военные корабли Черноморского флота и гражданские суда, и «уже тогда надо было искать противоядие от них». Минобороны РФ довольно быстро нашло организаторов ударов. По данным ведомства, подготовка теракта осуществлялась силами 73-го спеццентра специальных операций ВСУ. По нему не раз наносились удары. Но Киев только активизирует атаки с моря.
«2 ноября 2022 года президентом Украины Владимиром Зеленским было официально объявлено о намерении создать флот морских беспилотных аппаратов, – напомнил Попов. – Он подписал соответствующую госпрограмму его развития. А еще до начала СВО, 9 февраля 2022 года, Минобороны Бельгии заявило об обучении военнослужащих ВСУ управлению подводными дронами в рамках миссии ЕС по оказанию военного содействия Украине». Первые морские беспилотники были переданы Брюсселем Киеву еще в ноябре 2021 года. Тогда правительство Бельгии утвердило передачу Украине подводных аппаратов производства компании ECA Robotics Belgium. «Это были не надводные катера, а морские дроны, способные поражать цели на глубине до 100 м в зоне 20–30 км. Их наличие в ВМСУ говорит о возможных новых атаках, которые диверсанты противника смогут совершать под водой. Эти аппараты в Киеве изучили и создали новые, которые формируют совершенно иную военно-стратегическую ситуацию на Черном море», – считает Попов. По его мнению, безэкипажные катера, которые в последнее время атакуют российские цели, это уже собственные разработки Украины при поддержке стран Запада.
«НГ» в номере от 30.10.22 писала: «США сообщали, что для защиты украинского побережья поставят Украине беспилотные стелс-катера типа MANTAS T-12. Главное предназначение этих морских роботов – уничтожение мин. Однако американские эксперты сообщали, что при соответствующей доработке MANTAS T-12 могут использоваться и как морские роботы-камикадзе». Именно такие дроны, напоминающие по внешнему виду американские MANTAS Т-12, были обнаружены у берегов Севастополя год назад. И именно с ними связывал свои надежды Зеленский, который в ноябре 2022 года объявил о сборе на фандрайзинговой платформе United24 средств на производство первого в мире флота морских роботов. «Дроны помогут разблокировать коридор для гражданских судов, доставляющих зерно всему миру», – заявил тогда президент Украины. Но уже сейчас видно, что дроны ВМСУ – это не оборонительное, а очень опасное наступательное оружие. Депутат Госдумы генерал-лейтенант Андрей Гурулев описал задачи российских военных: «Ситуация глобальная, касается места производства этих аппаратов, места их подготовки к применению, порядка ввода полетного задания, обнаружения их пусков с начальной точки, обнаружения их в ходе движения по морю, только потом поражение их при подходе к целям, защита наших объектов от этих дронов. Конечно, это подавление систем навигации и позиционирования, а также целеуказания и управления». «Этот глобальный вызов необходимо решить. Конечно, плохо, что наши объекты поражаются, но сегодня мы в режиме ошпаренной кошки решаем данный вопрос, а это значит, что в будущем мы будем впереди планеты всей по уровню защиты от всех типов оружия», – уверен генерал.