Фото Reuters
Один из самых очевидных итогов саммита НАТО с участием Украины – отсутствие на Западе настроя завершать конфликт и начинать переговоры о мире. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил о том, что поставки для Киева натовских истребителей F-16 – «это не панацея», мол, Россия сильна и Украине надо готовиться к длительному противоборству. В НАТО сейчас, похоже, активизируют такую подготовку, а президент Украины Владимир Зеленский, поняв бесперспективность попыток контрнаступления, объявил о подготовке на фронте фортификационных сооружений.
Глава офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что в Киеве «отвергают идею любых переговоров с Москвой о мирном соглашении». Иными словами, Вооруженные силы Украины (ВСУ) будут продолжать боевые действия.
И, судя по поступающим сообщениям, для накопления поставляемых Западом военных ресурсов, они сейчас начали организацию стратегической обороны по типу той, что создала летом 2023 года Россия, выстроив так называемую «линию Суровикина». Рассказывая на днях о проведении совещания с представителями правительства, силовых и региональных властей украинский президент, по данным СМИ, поставил задачу создания «новых укреплений в связи с опасениями, что война может расшириться».
«Первое – фортификация. Значительно усиливаем. Были подробные доклады на всех уровнях. Все финансы есть. Все решения есть. Должна быть полная соответствующая работа в общинах. Все абсолютно детализировано – мин и бетона нашему государству точно хватит. Нужно больше скорости и эффективности, и у каждого, кто за это отвечает, есть четкие задачи», – процитировал заявление Зеленского Bloomberg.
Ранее командующий Объединенными силами ВСУ Сергей Наев в интервью ABC News также делал предположения, что боевые действия могут снова выйти за пределы востока и юга Украины и там надо выстраивать оборону, поскольку РФ стремительно наращивает свой боевой потенциал. По его словам, для предотвращения наихудшего сценария, то есть занятия Россией новых территорий Украины, ВСУ предпринимают определенные усилия уже сейчас: «Мы к этому готовимся. Мы укрепляем оборону, размещаем мины, подготавливаем наши войска».
«К стратегической обороне Россия перешла чуть более года назад, после отвода своих войск на левый берег Днепра. Это решение при поддержке Кремля принял и озвучил тогдашний командующий Объединенной группировкой российских войск на Украине генерал армии Сергей Суровикин. Именно он и организовал многоэшелонированную полосу обороны Вооруженных сил РФ глубиной до 40 км. В этой полосе плотность минных полей составила от 2 до 3 единиц на один квадратный метр. Кроме этого, оборона включала противотанковые рвы, бетонные пирамиды «зубы дракона», противотанковые ежи, проволочные препятствия и тому подобное, – сообщил «НГ» военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Инженерное оборудование местности было впоследствии организовано как на южном направлении, так и вдоль всей линии боевого соприкосновения (ЛБС) с противником от Черного моря до границы России с Харьковской областью на севере. И именно благодаря такой обороне, а также мужеству российских солдат ВСУ потерпели неудачу».
Неткачев не исключает, что у Киева есть ресурсы, чтобы организовать аналог «линии Суровикина». Но командование Вооруженных сил РФ «знает или просчитывает стратегический замысел противника». «Сейчас, по моему мнению, ударными дронами и ракетами уничтожаются на территории Украины именно склады с боеприпасами и минами, которые должны быть использованы при обустройстве минно-взрывных заграждений ВСУ вдоль линии боевого соприкосновения», – считает Неткачев.
Есть и объективные условия, которые способны помешать ВСУ в достижении результатов на поле боя, считает он. Например, у Украины отсутствует достаточное количество мобилизационных резервов, а организованная Киевом принудительная мобилизация отрицательно сказывается на желании у народа идти служить. У Украины также возникла экономическая зависимость от Запада, продолжается отставание в развитии оборонки, имеются сложности в производстве и испытаниях новых видов вооружений, полагает эксперт. «То, что раньше помогало Киеву вести боевые действия, сейчас уже не действует. Как показал недавний саммит глав МИД НАТО, Запад сворачивает помощь Украине в летальных вооружениях. Есть ряд стран альянса (Венгрия, Словакия и отчасти Турция), которые вообще отказываются от каких-либо поставок вооружений для ВСУ. В таких условиях Киев, конечно, готов перейти к стратегической обороне. Но у России самоуспокоенности быть не должно – накопив силы, ВСУ могут начать наступать. Резервы для этого Киев при поддержке США и НАТО уже формирует из самолетов F-16, танков типа «Леопард» и другой бронетехники», – отметил генерал.