Глава Минобороны Украины Рустем Умеров столкнулся с серьезной нехваткой личного состава в армии. Фото Reuters
Боевые возможности Вооруженных сил Украины (ВСУ) сокращаются не только на фронте, но и в глубоком тылу. Киеву не хватает не только снарядов, но и личного состава для комплектования частей и соединений, несущих потери на фронте. В украинских СМИ и у местных пользователей соцсетей появляется все больше материалов, свидетельствующих о масштабном оборудовании оборонительных позиций ВСУ. Также в Киеве признали наличие серьезных проблем с мобилизацией резервистов, а облавы на них становятся малоэффективны.
Американское издание The Wall Street Journal отмечает, что «контрнаступление ВСУ не принесло видимых результатов, экономическая и военная поддержка со стороны США и ЕС внезапно оказалась под вопросом, а внутриполитические разногласия стремительно растут, поскольку моральный дух в стране падает». The Washington Post падение морального духа напрямую связывает с тем, что «призывники не горят желанием служить в армии». Газета, ссылаясь на беседы с украинскими военными, сообщает, что ВСУ не хватает бойцов для ведения боевых действий, отмечая, что страну «покинули 650 тыс. мужчин призывного возраста». Издание цитирует министра обороны Украины Рустема Умерова, который заявил на европейском форуме по безопасности: «1 млн человек на Украине находятся на военной службе, в том числе 800 тыс. – в Вооруженных силах». Однако потери оказались ошеломляющими: в начале этого года американские официальные лица подсчитали, что Украина потеряла более 124,5 тыс. человек.
Этим людям приходится искать замену, причем в Киеве считают, что добиться результата можно путем реформ. На минувшей неделе ждали заявлений властей по поводу принципиального изменения мобилизационной системы, о котором недавно сообщил президент Украины Владимир Зеленский. Но решения так и не последовали, а новостные ленты заполнили сообщения об облавах на мужчин, которые устраивают местные территориальные центры комплектования (ТЦК) для выполнения планов мобилизации.
Именно ТЦК сейчас выполняют в Украине функции военкоматов. Во взаимодействии с полицией они участили рейды и облавы в санаториях, спортивных заведениях и тренажерных залах, стремясь выдать потенциальным резервистам повестки для призыва на военную службу. Как признался секретарь комитета Верховной рады Украины по нацбезопасности и обороне Роман Костенко, система сейчас работает плохо. «То, что несколько месяцев назад сломали, когда уволили политическим решением всех военкомов, сломали вопросы мобилизации и сейчас пытаемся догнать. Туда пришли новые люди, задача перед ними стоит, они ее не выполняют, потому что не имеют опыта», – заявил он. СМИ сообщают, что «абсолютное большинство лиц, получивших повестки, не приходят затем в центры комплектования». Налицо кризис в мобилизационной системе Украины, который в Киеве признают на самом высоком уровне.
«Вы хотите жить в свободном государстве, но при этом не хотите для этого ничего делать», – так советник главы офиса президента Михаил Подоляк прокомментировал выдачу повесток в тренажерных залах, обращаясь к недовольным подобными рейдами согражданам. Заметим, что еще несколько месяцев назад военное ведомство страны заявляло, что план мобилизации в стране не выполнен. А замглавы Минобороны Наталия Калмыкова сообщала, что «сотни тысяч людей» пытаются избежать призыва.
Мобилизация на Украине проводится с 25 февраля 2022 года, то есть, по сути, с момента, когда РФ начала специальную военную операцию (СВО). Согласно указу Зеленского, мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет запрещено покидать страну. В рамках мобилизации призывают только взрослых людей, от 27 лет и старше, а все, кто учится, имеют отсрочки. Украинские власти планируют провести реформы, предлагая отменить службу по призыву и многие отсрочки, а нижнюю планку возраста набора по мобилизации снизить до 25 лет. Намечены и другие шаги, связанные с необходимостью пополнения людских ресурсов ВСУ и других силовых структур (см. «НГ» от 26.11.23). В качестве эксперимента идет набор бойцов наиболее дефицитных специальностей (таких как пехотинцы-штурмовики, танкисты, артиллеристы) через подконтрольные ВСУ сайты. Однако, судя по наличию вакансий, немногие в Украине хотят рисковать своими жизнями.
Перенимают в Украине и опыт набора на военную службу по контракту. В ряде областей, как сообщают иностранные СМИ, если какой-то человек подписывает контракт с ВСУ, «на его имя тут же открывается банковская карта, на которую уже будет положена определенная сумма». В Одессе, например, эта сумма с конца ноября составляет 20 тыс. грн (около 50 тыс. руб.), в Киеве – 30 тыс. грн. Однако ввиду скудности местных бюджетов такую оплату может получить ограниченное число добровольцев, а мобилизовать надо несколько сотен тысяч резервистов. Эксперт Центра оборонных стратегий Виктор Кевлюк, которого цитируют СМИ, считает, что теоретически в Украине сейчас можно мобилизовать 2–3 млн человек. «Тогда как ресурс российский – это 22–25 млн», – подчеркнул Кевлюк.
Аналитики прогнозируют, что для пополнения армии Украине придется принимать жесткие и непопулярные меры. Вряд ли при таком подходе моральный дух населения будет высок. Живущий сейчас в РФ бывший депутат Верховной рады Олег Царев считает, что в Украине «увеличить армию втрое-вчетверо невозможно без тотальной мобилизации в духе последних месяцев Третьего рейха». Тогда, отмечает он, была введена обязательная трудовая повинность (служба в армии или у станка на предприятиях военно-промышленного комплекса) для всех мужчин 16–65 лет и женщин 17–45 лет. «Судя по озвученным цифрам, Зеленский хочет из Украины сделать четвертый рейх. Хотя третий, как известно, не спасла даже такая мобилизация», – отмечает Царев.