Фото Reuters
Ни в Москве, ни в Киеве на официальном уровне пока не подтверждают информацию западных СМИ о якобы готовности сторон «к прекращению огня и началу мирных переговоров». Утверждения газеты The New York Times о том, что Россия «активно сигнализирует» Западу о том, чтобы завершить конфликт с Украиной на имеющихся позициях, опроверг пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Он заявил, что такие тезисы «концептуально неверны».
Как заявил во время «Прямой линии» 14 декабря президент РФ Владимир Путин, мир на Украине наступит тогда, когда Россия добьется поставленных еще в начале специальной военной операции (СВО) целей: «денацификации, демилитаризации и установления нейтрального статуса Украины». Киев по-прежнему данные цели отвергает, что на днях подтвердил президент Украины Владимир Зеленский. Он ждет от США и других союзников новых вооружений и намерен продолжать против российских войск боевые действия.
Судя по официальным заявлениям киевского режима, Вооруженные силы страны (ВСУ), видимо, попытаются вновь активно наступать после того, как проведут в стране масштабную мобилизацию. Но тут, по мнению самих же чиновников из ВСУ, решение проблемы упирается в субъективный фактор – низкую мотивацию абсолютного большинства населения Украины участвовать в боевых действиях против ВС РФ.
На днях власти Украины анонсировали быстрое принятие нового закона о мобилизации. Этот законодательный акт в последнее время активно обсуждается в стране в связи с требованием руководства ВСУ набрать на военную службу по мобилизации до 500 тыс. резервистов. Для того чтобы это сделать в кратчайшие сроки, и совершенствуется законодательство страны в вопросах призыва и комплектования войск. В частности, депутат Верховной рады (ВР) от пропрезидентской партии «Слуга народа» Марьяна Безуглая сообщила, что положения документа о мобилизации «согласованы» в ВР и других ветвях власти, и в него включены «принципиальные пункты».
Прежде всего они связаны с тем, что призывной возраст предлагается снизить до 25 лет вместо 27. По новому законопроекту военный учет становится тотальным для всех граждан Украины от 18 до 60 лет. В том числе для находящих за границей мужчин, для всех женщин в период объявления военного положения, для граждан, имеющих отсрочку, и т.п. В документе исключается категория «ограниченно пригодный»: для военнообязанных остаются только определения – «пригодные» или «непригодные» к военной службе. При этом убирают отсрочку от призыва для инвалидов 3-й группы, мужчин с женой-инвалидом 3-й группы, студентов, получающих второе высшее образование. То есть мобилизационный потенциал расширяется и за счет женщин, молодых людей, которые имеют значительные проблемы со здоровьем, а также занимаются самообразованием и наукой.
Как ранее уже сообщала «НГ» (см. номера от 10.12.23 и от 26.11.23), в Украине отменят срочную службу и вместо нее, по новому закону, будет базовая общевойсковая подготовка до трех месяцев для всех граждан 18–25 лет. А для тех, кто ее не прошел до 25 лет – базовая военная служба по желанию. При этом все нынешние срочники (то есть те, кто уже прослужил или служит в армии) становятся мобресурсом. Отсрочки не будет у госслужащих и госисполнителей, правоохранителей и прокуроров. Они тоже – мобресурс. В случае проблем с набором на военную службу среди гражданского населения некомплект ВСУ может быть восполнен за счет полицейских и других категорий госслужащих.
Пока неизвестно, поддержит ли Зеленский идею некоторых политиков, депутатов и большинства населения о демобилизации срочников, которая не проводилась уже более двух лет. Против увольнения в запас срочников активно выступает руководство ВСУ, поскольку численность силовых структур уменьшится сразу на более чем 40 тыс. штыков. Решение тут за президентом Украины, и оно пока не озвучивалось.
Как заявил в интервью украинским СМИ глава военного ведомства Украины Рустем Умеров, Минобороны рассматривает возможность рассылки электронных оповещений военнообязанным гражданам с тем, чтобы они пришли в региональный центр комплектования (бывший военкомат). Исходя из официальной информации украинских властей, это будет сделано по типу того, как это сейчас начинает организовываться в России в связи с созданием единого реестра сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету.
Но не факт, что оповещение по электронным повесткам, даже если оно в Украине будет эффективным, разрешит все проблемы, связанные с укреплением мотивации набранных в ВСУ «мобиков». Одна из главных из них состоит в том, что население патологически боится дальнейшего набора резервистов в армию. Эту проблему хорошо понимают и в украинском генералитете. «Эффективность принудительно мобилизованных украинцев почти нулевая, – об этом заявлял неделю назад руководитель Главного управления разведки Минобороны страны Кирилл Буданов. – Все, кто хотел, пришли в первые полгода (после начала СВО. – В.М.)». В Украине тогда было объявлено военное положение. Отвечая на вопрос о качестве нынешнего призывного контингента, Буданов подчеркнул: «К сожалению, ответа хорошего тут не будет. Если не найти мотивацию для этих людей, то сколько человек принудительно или согласно нормам законодательства ни загнать, КПД их будет почти нулевой. Что в принципе и происходит в последнее время».
«В Киеве, безусловно, будут пытаться решить проблему повышения боеспособности личного состава ВСУ путем усиления материальных и социальных стимулов. Но для этого нужны деньги. А военный бюджет этой страны и так зашкаливает за 22% от ее валового внутреннего продукта. Такие оборонные показатели за последние 60–70 лет являются самыми большими в мире. И они, чем дальше идут боевые действия в зоне СВО, тем могут быть в Украине выше. Но где-то должен наступить предел», – заявил в беседе с «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев.
Эксперт «НГ» отметил, что уже отчетливо видна тенденция нежелания украинских солдат участвовать в наступлениях и контрнаступлениях ВСУ, организованных нынешним киевским режимом. Таким образом, с периодом начала новой мобилизации в ВСУ боевые возможности украинской армии могут не столько повыситься, сколько понизиться. «Но не надо этого ждать как манны небесной. Перед Вооруженными силами РФ стоят большие задачи, связанные с дальнейшей модернизацией вооружений, высокоточного оружия и их массового поступления на фронт. Надо завершать поставленные президентом РФ задачи в зоне СВО», – подчеркнул Юрий Неткачев.