Украинские военные уверены, что приоритетом промышленности должно быть создание армии дронов. Фото с сайта www.thedigital.gov.ua
В условиях, когда РФ завладела стратегическая инициативой на всей линии боевого соприкосновения, Вооруженные силы Украины (ВСУ) все чаще наносят удары по объектам не только в приграничных областях, но и в глубине территории России. Для этого активно используется высокоточное оружие, а также беспилотные летательные аппараты (БПЛА), способные действовать на оперативно-стратегическую глубину (до 1000 км и дальше). Удар ВСУ по хлебопекарне в Лисичанске в Луганской народной республике, в результате которого 4 февраля погибли 28 человек, укладывается в гибридную стратегию, которую Киев начал применять в последнее время в конфликте с Москвой.
Как следует из недавней публикации главкома ВСУ Валерия Залужного в одном из иностранных СМИ, новая стратегия ВСУ будет заключаться в том, чтобы вести боевые действия без «втягивания в позиционную войну» и наносить удары с помощью «дешевых, современных и высокоэффективных» БПЛА и «других технологических устройств». Эти «внезапные массированные удары по критически важным объектам инфраструктуры и узлам связи» будут организовываться, по мнению Залужного, «без развертывания дорогостоящих ракет или пилотируемой авиации». По словам главкома, для этого ВСУ необходимо создать «совершенно новую государственную систему технологического перевооружения». Залужный, ссылаясь на мнение партнеров из США и НАТО, считает, что создать такую систему можно за пять месяцев. Он пишет, что «это время будет потрачено на создание соответствующей организационной структуры, комплектование личным составом, организации его подготовки и обеспечения, создание вспомогательной инфраструктуры и логистики, а также разработку доктринальной основы».
Как отмечают СМИ, статья Залужного «написана до ожидаемого объявления об его увольнении». А ставку на развитие и усиление роли БПЛА на поле боя в своей военной стратегии уже давно сделали армии США и других высокотехнологичных стран мира.
По этому пути при поддержке США идет и Украина, о чем свидетельствуют не только заявления главкома ВСУ, но и практические шаги руководства страны, а также боевая деятельность украинских войск после их провального контрнаступления в 2023 году.
Залужный в своей статье констатирует, что на успешность действий ВСУ влияют такие факторы, как «существенное преимущество» РФ в вопросах мобилизации, набора резервистов и численного увеличения Вооруженных сил РФ, несовершенство украинского оборонно-промышленного комплекса (ОПК), «нестабильная политическая ситуация вокруг Украины», международные конфликты в других частях мира, истощение в США и странах НАТО запасов ракет и боеприпасов «из-за высокой интенсивности боев… и невозможности их быстрого изготовления в связи с мировым дефицитом пороха». Для экспертного сообщества все это не является секретом, но признание этих факторов Залужным свидетельствует о том, что он в известной степени стремится к объективному анализу. По сообщению украинских СМИ, 2 февраля на заседании Ставки Верховного главнокомандования Украины с участием главы государства Владимира Зеленского и главкома ВСУ первым вопросом обсуждались именно проблемы увеличения в Украине производства беспилотников. При этом ни о каких отставках украинского генералитета речь там не шла. На заседании Ставки Зеленский заявил, что «на 2024 год запланировано увеличение числа контрактов с производителями БПЛА». Он также отметил, что «90% дронов, используемых войсками на фронте, украинского производства».
ВСУ стали интенсивнее использовать БПЛА, о чем свидетельствует и анализ объективных данных Минобороны РФ об их уничтожении. Подсчет показывает, что год назад в среднем российскими войсками перехватывались 15–20 беспилотников противника в сутки. Сейчас же этот показатель приближается к 80–100 единицам. Например, согласно сводке Минобороны РФ от 4 февраля сообщается, что в зоне СВО «средствами противовоздушной обороны (ПВО) страны сбиты 97 украинских беспилотных летательных аппаратов». В декабре 2023 года в среднем за сутки российские системы ПВО перехватывали 30–40 БПЛА.
Такую возрастающую тенденцию в использовании ВСУ дронов The Wall Street Journal объясняет тем, что «из-за отсутствия боеприпасов Украина пытается изготовить миллион дронов на мощностях маленьких рассредоточенных по стране предприятий». Утверждается, что сейчас Украина производит 62 вида беспилотников. «Идет работа, чтобы они летели дальше, несли больше нагрузки и имели хорошую защиту от РЭБ. Только одно предприятие, состоящее из пары десятков работников, производит 3000 FPV-БПЛА в месяц и планирует нарастить производство до 10 000 дронов ежемесячно», – пишет издание, уточняя, что «украинские производители БПЛА делают предприятия маленькими для сохранения секретности производства». И при этом большинство деталей изготавливаются на 3D-принтерах.
«Ставка Киева на увеличение количества БПЛА – вынужденная мера, поскольку в ВСУ дефицит боевых самолетов и вертолетов. Заменят ли эти дроны на самом деле артиллерию и пилотируемую авиацию, неизвестно. Но Залужный делает в своей статье акцент именно на этом», – сообщил «НГ» военный эксперт полковник в отставке Владимир Попов, служивший в войсках ПВО.
Эксперт указывает на некоторые тенденции в использовании ВСУ дальнобойных БПЛА. «Последние две недели Киев пытается наносить наиболее ощутимые удары исключительно по российским стратегическим целям – аэродромам, энергетическим предприятиям, заводам по нефтепереработке, а также гражданским социальным предприятиям, стремясь возбудить у гражданского населения панику», – отмечает Попов. По его словам, настораживают попытки ударов БПЛА по крупнейшим нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в Центральной, Южной России, а также в Поволжье. «Радиус действия дронов до 1200 км, и их полеты к цели относительно точны. Только на прошлой неделе, по официальным данным, беспилотники самолетного типа были перехвачены близ крупнейших НПЗ в Ярославле и Волгограде. Дроны пытались пробраться к нефтепредприятию в Нижегородской области. До этого ВСУ пытались воздействовать на НПЗ в Туапсе, терминалы в Усть-Луге и близ Санкт-Петербурга. Очевиден явный интерес к углеводородным предприятиям всей Западной России. В зоне досягаемости украинских БПЛА сейчас находится почти половина всех предприятий российской нефте- и газопереработки», – считает Попов.
Президент РФ Владимир Путин на встрече с участниками форума «Все для победы!» в Туле заявил, что российские военные сталкиваются с трудностями из-за использования украинскими войсками дронов, поэтому нужно оказывать содействие отечественным производителям средств борьбы с БПЛА. «Вот сейчас только с утра разговаривал с Генштабом: на одном из участков сложность ситуации связана как раз с беспилотными летательными аппаратами, но это практически везде так», – сказал он. Путин отметил, что российские власти вкладывают значительные средства в создание собственной микроэлектроники, но признал: «Здесь есть над чем работать. Это наша «ахиллесова пята», одна из них».