Беспилотники и их оснащение становятся важной ударной силой в современных боевых операциях. Фото Reuters
Данные из зоны спецоперации (СВО), которые приводят СМИ и официальные ведомства России и Украины, свидетельствуют о значительном росте использования на фронте беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Россия помимо дальних БПЛА также массово использует высокоточные ракеты и другие виды вооружений, позволяющие осуществлять успешные боевые действия практически вдоль всей линии соприкосновения. Украина готовится дать ответ на эти атаки.
В условиях дефицита артиллерийских боеприпасов и высокоточных ракет украинские военачальники и эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение применения со стороны ВСУ именно дронов на поле боя. О планах наращивания эффективных ударов с помощью «дешевых, современных и высокоэффективных» БПЛА на прошлой неделе заявлял экс-главком ВСУ Валерий Залужный (подробнее в «НГ» от 04.02.24). 6 февраля президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о создании в структуре ВСУ отдельного рода войск – так называемых Сил беспилотных систем (СБС).
Указ вступил в силу со дня опубликования. Но на создание нового рода войск потребуется, конечно, время. Залужный сообщил, что формирование СБС «может быть достигнуто за пять месяцев». При этом за это время должны быть проработаны организационно-штатные мероприятия, созданы боевые подразделения, система управления и обеспечения на поле боя. Об этом же говорит и документ, подписанный в минувший вторник украинским президентом. Согласно указу, «новый род войск будет использовать беспилотные и роботизированные воздушные, морские и наземные системы», а также «обеспечивать их готовность к применению». Проработать вопрос о создании СБС поручено «кабинету министров и Генштабу ВСУ». По результатам их работы в Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины должен быть внесен на рассмотрение соответствующий документ.
Зеленский в видеообращении, опубликованном в Telegram-канале, сообщил, что для создания СБС «сейчас список задач четкий: специальные штатные должности под работу с дронами, специальные подразделения, эффективная тренировка, систематизация опыта, постоянное масштабирование производств и привлечение лучших идей, лучших специалистов в эту сферу».
«Как бы ни складывалась судьба уволенного в отставку с должности главкома ВСУ Залужного и лояльного ему военного руководства, она, мне думается, никак не скажется на линии соприкосновения», – сообщил «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. Он убежден, что «скрытой, направленной на эффективную организацию боевых действий» деятельностью в зоне СВО занимаются специалисты Пентагона и представители других силовых структур стран НАТО. «Они хотят создать в зоне СВО полигон для апробации новейших военных технологий, которые в условиях дефицита в ВСУ людских ресурсов и традиционных средств вооруженной борьбы включают массированное применение БПЛА, морских безэкипажных катеров, роботов и т.п.».
«Мы уже наблюдаем в составе украинских войск отдельные подразделения дронов и других независимых автономных, начиненных взрывчаткой, технологических устройств, способных поражать цели на поле боя. В составе ВМСУ это уже целое соединение морских ударных беспилотных катеров, которое относительно давно действует на Черном море, пытаясь вывести из строя корабли российского военного флота. На суше это «армии» дронов», – отмечает Неткачев. Он обращает внимание на то, что ВСУ особенно стараются эффективно использовать беспилотники на херсонском направлении, где во многом благодаря именно массовому использованию дронов противник удерживает плацдарм на левом берегу Днепра в районе Крынок. «Интенсивность их использования будет только расти», – делают по этому поводу вывод аналитики Telegram-канала «Рыбарь». Они отмечают, что на южном направлении «пару дней назад стало известно о формировании 414-го отдельного батальона ударных беспилотных авиационных средств («Обубас») на базе группы в составе 59 омпбр (отдельной мотопехотной бригады. – «НГ»). Сообщается, что личный состав 414-го батальона «Обубас» «сейчас проходит подготовку и доукомплектование в Одесской области» на основе штатов ротной группы БПЛА аэроразведки, которой руководит оператор дронов с позывным «Мадяр». Его подразделение на фронте на основе опубликованных с ним видеороликов называют «Птахи Мадяра». Им в вину вменяется применение с БПЛА химических отравляющих веществ, о чем они сами сообщали, позируя на видео в соцсетях. Считается, что это одно из самых подготовленных в ВСУ подразделений БПЛА.
«Именно такие подразделения предполагается иметь в каждой бригаде ВСУ. И их возможности, с учетом результатов боев на херсонском направлении, не надо преуменьшать», – считает Неткачев. Помимо усиления дополнительной организации системы ПВО от воздействия новых дронов противника необходимо уничтожать места их массового производства и складирования. И отвечать на формирование украинских СБС созданием собственных эффективных подразделений БПЛА. «Президент России Владимир Путин уже поставил задачу создать в России арсенал дронов в боевых отделениях, взводах, ротах, батальонах. На это выделяются значительные суммы – как минимум 500 млрд руб., а возможно, и больше», – считает эксперт.
Как сообщил в декабре 2023 года министр обороны Сергей Шойгу, в минувшем году выпуск БПЛА в России вырос в 16,8 раза. В группировках войск «подготовлено более 1700 расчетов БПЛА и свыше 1500 операторов FPV-дронов». «Темпы роста производства и эксплуатации беспилотников на поле боя у РФ больше, чем у Украины. Но США и НАТО хотят вооружить Киев самыми современными БПЛА, которые будут собираться на территории Украины», – считает Неткачев.