В результате удара дрона по Елабуге пострадали 12 студентов, живших в общежитиях местного политехнического колледжа. Фото Reuters |
Каким будет ответ на удары дронов, Сергей Шойгу не сказал, но подчеркнул, что военнослужащие РФ продолжат «выдавливать противника с занимаемых рубежей и снижать его боевые возможности».
А глава комитета Госдумы по обороне генерал-полковник Андрей Картаполов, отвечая на вопрос о том, когда прекратятся украинские удары по стратегическим объектам, ответил так: «Когда Киев возьмем, тогда закончится беспредел с беспилотниками».
Между тем американские СМИ утверждают, что атаки украинских беспилотников по российским нефтеперерабатывающим заводам стали возможны благодаря применению ВСУ дронов с большей дальностью действия, некоторые из которых начали использовать базовую форму искусственного интеллекта (ИИ). По данным журналистов, каждый летательный аппарат оснащен компьютером, на котором хранятся спутниковые данные и данные о местности. По ним украинские БПЛА якобы летят без привязки к системе GPS и спутникам США и НАТО. Беспилотники полагаются на машинное зрение – форму искусственного интеллекта, которая позволяет аппаратуре дрона определить его месторасположение. По данным СМИ, «Украина с союзниками заранее определяет план полетов беспилотников, а использование ИИ позволяет поражать цели с точностью до нескольких метров». Вряд ли Киев смог создать подобное вооружение самостоятельно, и слово «союзники» (в их число обычно включают структуры Пентагона, ЦРУ, НАТО) тут выглядит определяющим.
При этом американские журналисты цитируют и бывшего британского военного, эксперта в области беспилотников и ИИ Криса Линкольна-Джонса. Говоря об ударах дальних украинских БПЛА по целям в России, он сообщил, что «такого уровня автономии у беспилотников раньше не было, но мы все еще находимся на ранних стадиях раскрытия потенциала этой технологии». Отметим, что министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров, отвечая на вопрос о том, когда, по его оценкам, можно будет вывести беспилотники с искусственным интеллектом на поле боя, заявил, что «первые прототипы могут появиться на поле боя уже к концу года. Конечно, пока не в массовом порядке».
Особенно настораживают слова Федорова о том, что по сравнению с 2023 годом Украина увеличила производство беспилотников дальнего радиуса действия в 10 раз. При этом глава Минцифры Украины утверждает, что «большинство используемых беспилотников имеют дальность полета 700–1000 км, но есть и модели, которые могут летать на расстояние более 1000 км. Федоров напомнил, что глава Украины Владимир Зеленский обозначил задачу произвести миллион беспилотников. «Мы работаем по плану, но хотим превысить эту цель», – сказал министр. Он обратил внимание на разработки ИИ и заявил, что в будущем украинские беспилотники «будут автономно взаимодействовать друг с другом, чтобы атаковать цели». «Сейчас мы завершаем первый важный шаг. Речь идет о поддержке компаний, которые разрабатывают системы, способные обнаруживать цель и наводить на нее беспилотники. Следующий шаг – связь между беспилотниками. Дроны формируют рои, чтобы поражать вражескую технику. Но чтобы выполнить эту задачу, нужно сначала решить предыдущие: планирование радиочастот, определение цели и многое другое. Искусственный интеллект все больше становится незаменимым компонентом военной техники», – отмечает министр.
В российском экспертном сообществе обсуждаются планы противодействия таким проектам. Причем вопрос защиты объектов в глубине территории РФ ставился еще несколько месяцев назад. Вариантов предлагалось много, начиная от размещения в нужных местах простых зенитно-пулеметных установок и заканчивая созданием системы оповещения, которая позволила бы операторам понимать параметры движения БПЛА и сбивать их еще на подлете. Созданы ли такие системы в РФ, пока неясно, однако украинские дроны продолжают атаковать российские объекты. Военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев напоминает, что западные военачальники недавно проговорились о том, как устроена в Украине система обнаружения и защиты от российских дронов: «ВСУ и представители украинской оборонки оборудовали системы фиксации звуков в виде простых телефонов на вышках-ретрансляторах системы связи, которых в Украине до 10 тыс. При пролете дронов сигналы поступают в подразделения ПВО ВСУ, и в Киеве становится известна их траектория полета, а значит, появляется возможность сбить их, не только используя дорогие зенитно-ракетные системы, но и стрелковое оружие, зенитную артиллерию, переносные зенитно-ракетные комплексы».