Фото Reuters
Российские войска наращивают активность и продвигаются в зоне боевого соприкосновения, при этом Вооруженные силы Украины (ВСУ) придерживаются тактики глубинных ударов по территории РФ. Глава Главного управления разведки ВСУ Кирилл Буданов (внесен в РФ в список террористов и экстремистов) заявил, что «продолжается подготовка к уничтожению Крымского моста». При этом у ВСУ отмечены проблемы с дезертирством и набором пополнения.
Не менее 40 украинских дронов атаковали Белгородскую область за сутки, в результате восемь человек ранены, один погиб, сообщил 4 августа глава региона Вячеслав Гладков. Нанести удары ВСУ пытались в Курской и Брянской областях, а также в Донбассе и под Херсоном. А в ночь на 3 августа ВСУ предприняли одну из самых масштабных атак на Россию. По данным Минобороны РФ, за предыдущие сутки уничтожено 140 украинских дронов, из них 80 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – вне зоны СВО. Больше всего досталось Ростовской области. Глава региона Василий Голубев сообщил, что в течение ночи область атаковали 55 беспилотников. В Каменском и Морозовском районах области повреждены складские объекты, возникли возгорания. В ночь на 3 августа дроны атаковали Курскую и Орловскую области. Сообщалось, что два беспилотника врезались в жилой дом, еще три были сбиты.
Президент Украины Владимир Зеленский в очередном видеообращении заявил, что в результате ударов ВСУ в РФ «нет ни одного спокойного места». Он отметил, что об ударах ему доложил главком ВСУ Александр Сырский, и поблагодарил каждого, «кто задействован», отметив, что боевые действия нужно завершать «на наших украинских условиях». О том, что Киев все еще настроен на боевые действия, свидетельствуют заявления украинских военачальников. СМИ активно цитировали главу Главного управления разведки Кирилла Буданова, который, отвечая на вопрос, будет ли в ближайшие несколько месяцев разрушен Крымский мост, ответил: «Шансы есть».
О «комплексном решении» по выходу Украины в Азовское море, в том числе через Керченский пролив, сказано в принятой недавно новой Стратегии морской безопасности Украины (см. «НГ» от 18.07.24). О ней, будучи в Анкаре, говорил на днях и министр обороны Украины Рустем Умеров. Обсуждая с турецким коллегой Яшаром Гюлером перспективы укрепления Военно-морских сил Украины, он сообщил о скором вводе в их состав двух строящихся в Турции корветов «Гетман Иван Выговский» и «Гетман Иван Мазепа». По словам Умерова, корветы значительно усилят украинский флот.
ВСУ не имеют больших военных кораблей, а благодаря помощи от США и стран НАТО используют в основном небольшие морские дроны, которыми пытаются ударить по российским прибрежным объектам в Черном море. «О превосходстве Киева в Азовско-Черноморской акватории нет и речи, – говорит «НГ» военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – При этом на суше фронт отодвигается на запад. Минобороны сообщило 4 августа, что освобожден населенный пункт Новоселовка ДНР. В зоне СВО российские войска имеют тактические успехи на Покровском, Северском, Сватово-Купянском, Южнодонецком направлениях а также в районе Часова Яра. Идет медленное продвижение подразделений Вооруженных сил РФ на Запорожском фронте».
Успехи РФ эксперт связывает с возросшей боевой выучкой российских войск и постоянной подготовкой резервов. «На этом фоне моральный дух у личного состава ВСУ постепенно угасает», – считает генерал. Он обращает внимание на то, что, согласно данным Минобороны РФ, за последнюю неделю «число сдавшихся на фронте в плен украинских военнослужащих увеличилось почти вдвое и составило 59 человек, из них 33 в зоне ответственности группировки войск «Центр». Глава Чечни Рамзан Кадров объяснил это тем, что украинским солдатам ставят невыполнимые задачи, из-за чего рядовые бойцы, среди которых большое количество принудительно мобилизованных, якобы все чаще идут наперекор начальству и сдаются.
О настроениях среди личного состава ВСУ свидетельствуют данные Генпрокуратуры Украины, которые на днях опубликовали немецкие СМИ. За первое полугодие 2024 года украинские прокуроры открыли 29,8 тыс. уголовных дел о бегстве военнослужащих. Из этого числа 18,6 тыс. дел – по статье о самовольном оставлении воинской части, еще 11,2 тыс. – по более строгой статье – «дезертирство». Это превысило показатели за 2023 год – тогда в отношении беглецов прокуроры Украины начали 24,1 тыс. расследований – и в три раза больше показателя 2022 года (9,4 тыс. дел). С начала 2022 года правоохранители насчитали 63,2 тыс. таких уголовных производств. «По грубой прикидке, с начала СВО украинскую армию покинули столько военнослужащих, что ими можно укомплектовать почти два армейских корпуса ВСУ численностью около 60 тыс. военных, – отмечает Неткачев. – Приблизительно такое количество бойцов пыталось наступать на Россию летом 2023 года. В украинском обществе нет настроя воевать с Россией, добровольцы из западных регионов быстро иссякли. И теперь проблемы с комплектованием ВСУ будут только нарастать».
О еще одной проблеме заявил глава комитета Верховной рады по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха. Он сообщил The Financial Times, что из-за продолжающейся в Украине мобилизации около 800 тыс. мужчин «ушли в подполье», то есть сменили место проживания и устроились на работу, где зарплату платят наличными – так они пытаются избежать мобилизации.