0
1428
Газета Арт Интернет-версия

12.04.2000 00:00:00

Было дело в Меа Шеарим

Тэги: кино, Израиль


В МАРТЕ в Москве прошла Неделя израильского кино. Зрители увидели фильмы, сделанные за последние пять лет. Израиль не входит в клуб ведущих кинематографических держав, но кино в этой стране бурно развивается и одерживает впечатляющие победы - в этом оно подобно израильскому футболу. Впрочем, речь здесь пойдет не обо всех фильмах, показанных в Москве, а лишь о религиозной проекции этого во многих отношениях интересного и неожиданного показа.

Из одиннадцати лент, представленных зрителям, две - "Дибук" (реж. Йоси Зомер) и "Святой" (реж. Амос Гитай) - целиком посвящены религиозной теме. Действие в обоих фильмах происходит в Меа Шеарим - религиозном квартале Иерусалима, ставшем символом еврейской ультраортодоксальной жизни Израиля. С точки зрения постороннего, быт Меа Шеарим, одежды жителей, нравы не только своеобразны, но и исполнены экзотики. Меа Шеарим не похож на "нормальные" светские кварталы, даже архитектура его специфична.

Все это в полной мере представлено в обоих фильмах, но только совершенно в разном ключе. "Дибук" - романтическая и мистико-эротическая (кабалистическая) лента со стремительным действием, время от времени выпадающая в чистый кич, компьютерные технологии использованы как инструмент визуализации мистических видений. Авторы фильма точно определили зрительскую аудиторию, и эстетика совершенно адекватна ей. Фильм искусно эксплуатирует жажду волшебного, чудесного, духовных видений и эзотерических тайн. Все это щедро предлагается мистически озабоченному зрителю.

Надо полагать, что эта лента могла бы иметь большой успех в России с ее идеально подходящей психологической почвой, но это невозможно в силу инопланетности еврейского религиозного мира: он совершенно закрыт для неподготовленного восприятия, едва ли не каждая вторая сцена нуждается в комментарии, бытовые реалии и термины требуют объяснений.

Фильм повествует о мистическом сломе духовно одаренного молодого человека, который вопреки совету старого мудрого кабалиста пытается одним махом овладеть тайной наукой вместо планомерного постижения ее, на что нужно положить всю жизнь, - ему некогда. После смерти дух его вселяется в его возлюбленную - собственно, термин "дибук" и означает вселение в человека чужого духа. Экзорцизм - кульминация фильма. Конечно, влияние знаменитого "Экзорциста" Уильяма Фридкина (1973) здесь очевидно, но его не стоит переоценивать: в части вселяющихся и изгоняемых духов в еврейской культуре существует не только своя мистическая, но и сценическая традиция. Название "Дибук" намеренно повторяет название пьесы Семена Ан-ского (1916), поставленной в 1922 году с громким успехом Евгением Вахтанговым в еще московской тогда "Габиме".

Не знаю, случайно или с умыслом устроители совместили показ "Дибука" с "Городским романом" (реж. Йонатан Сагаль). Во всяком случае, художественного эффекта они достигли. В первом фильме высокоструктурированная жизнь, определяемая традиционными властными императивами: "можно", "нужно", "нельзя"; во втором позволено все (ну разве что скотоложество не практикуется), "нужно" и "нельзя" абсолютно неактуальны. В первом - непонятно, как поговорить с девушкой до свадьбы, узы брака обладают святостью, влюбленным надо преодолеть неимоверные испытания, чтобы соединиться друг с другом, они готовы жизнь отдать и в конце концов отдают; во втором - нет никаких проблем ни для кого и ни для чего, брак ничему не мешает, вот только затруднительно разрешить проблему отцовства между тремя претендентами.

В обоих фильмах герои несчастны, но в первом они несчастны оттого, что переполняющая их любовь не может реализоваться, во втором - потому, что они вообще живут вне поля любви, внутренне им позволено все, но они несчастны и одиноки. "Городской роман" шокировал некоторых зрителей грубой откровенностью сексуальных сцен, но концептуально она, конечно, оправданна - авторы как бы говорят: вот это здесь практикуется как любовь. В какой-то момент одной из героинь приходит в голову, что члены она помнит куда лучше, чем лица. В эпизоде со свальным грехом во тьме с багровой подсветкой колышутся голые тела - настоящая сцена ада. В какой-то момент несчастный от безумия родителей, страдающий от недостатка любви мальчик выливает из пузырька в ванну благовоние и писает в нее: выразительная метафора того, во что превращают люди свою жизнь.

На окраине обоих фильмов возникает тема Индии. Герой "Дибука", видимо, сразу после армии собирается отправиться в Индию, чтобы пропасть для еврейского религиозного мира уже окончательно. Человек секулярного мира (человек без кипы), он на минуточку (как выясняется, провиденциально) заглядывает в Меа Шеарим, чтобы остаться там навсегда. Напротив, герой "Городского романа" приезжает из Индии, где получил свою завершающую отделку чуждой жизни. Таким образом, Индия превращается в специфически нееврейское место. Впрочем, в ортодоксальном мире считают, что Тель-Авив ничуть не лучше. В отмеченной специфическим юмором сцене тантрийской однополой эротики на городской свалке на символическом уровне показано, насколько далеко ушел герой фильма от того, что хоть как-то связано с еврейством.

Сочетание "Дибука" и "Городского романа" художественно внятно продемонстрировало зрителям два полюса израильской жизни: ультраортодоксальный и секулярный. Другой вопрос, что иудаизм вовсе не исчерпывается моделью Меа Шеарим, а секулярный Израиль вовсе не обязательно пребывает в свальном грехе. Однако между двумя мирами проходит тектонический разлом - специфический израильский антагонизм.

В отличие от "Дибука" "Святой" - бытовой, реалистический, очень медленный (несколько сцен в реальном масштабе времени) фильм с намеренно простым сюжетом, без всяких сильных эффектов, чудес и мистических переживаний. Он тоже кажется этнографическим (специфика Меа Шеарим!), но таковым, конечно, не является. Авторы вовсе не хотят заинтриговать зрителей местной экзотикой, просто жизнь такова, а героям фильма она вообще представляется обыденной, само собой разумеющейся и рутинной.

"Святой" был показан в прошлом году в Карловых Варах вместе с "Друзьями Яны" (реж. Арик Каплун). Этот израильский фильм (также демонстрировавшийся в Москве), снятый репатриантом из России, получил на фестивале главный приз плюс приз за лучшую женскую роль (Эвелин Каплун, тоже из России). "Святой" был встречен с интересом, но не более того - уж слишком все в нем непонятно даже и в отсутствие кабалы. В известном смысле "Святой" попал в ту же ситуацию, что и "Хрусталев, машину!" на Каннском фестивале, но только "Святой" оказался куда более культурно непроницаем.

Специфические формы и ограничения ортодоксальной жизни, сообщающей каждому шагу человека религиозную мотивацию, придают чувствам особое качество и напряженность и ставят перед людьми проблемы, неведомые за пределами еврейского ортодоксального мира. Две сестры - героини картины, будучи неотъемлемой частью этого мира, не выдерживают его давления: одна из них умирает, другая покидает общину. Многие воспринимают этот фильм как резко антиклерикальный - я не разделяю этого мнения. Конечно, "Святой" - жесткий фильм, это, безусловно, так. Но в то же время он исполнен нежности и поэзии. Авторы этой традиционно сделанной ленты сумели достичь аскетическими средствами сильного эстетического эффекта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
588
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
513
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
616
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
437

Другие новости