0
965
Газета Арт Интернет-версия

31.05.2001 00:00:00

Его жизнь в искусстве

Тэги: Любимов, рассказы, трепач, Таганка


Юрий Любимов. Рассказы старого трепача. Воспоминания. - М., Новости, 2001, 576 с., илл.

Обложка книги Юрия Любимова "Рассказы старого трепача" в оформлении Давида Боровского напоминает о конструктивизме, об изданиях двадцатых годов, об афишах выставок Татлина и Маяковского, об эпохе дерзавшей и энергичной, проникнутой радостным и праздничным мироощущением вопреки всему. И даже большое черное "Я" на титуле, которое уже трактовано кем-то из критиков как мрачная метафора, подобным образом не воспринимается. Нам сразу заявляют о масштабе, четко заявляют, прямо-таки с авангардистской прямотой. Это не вызов, но подтверждение значимости личности рассказчика; масштаб заслужен и оправдан - и "МЫ" вкупе с "ОНИ", смонтированные на задней странице обложки, тоже вполне четки, только буквы поменьше.

Буквы эти условно обозначают трехчастную композицию книги, где все части соседствуют на равных: Я - Любимов, МЫ - Таганка, ОНИ - наши враги. Все вместе - ЕГО жизнь в искусстве. В "Рассказах" Юрия Любимова много смешного, нелепого, достаточно злой иронии, часто ерничания, досады и обид. Сразу следует оговориться: все это объяснимо и оправданно, иначе и быть не могло, но в ряде фрагментов подобные интонации становятся преобладающими, почти навязчивыми.

Автор будто бы забывает, кто есть он, чье Я по справедливости занимает половину обложки и ее своеобразно украшает, и кто суть ОНИ. По мере чтения книги (а она весьма объемна) нет-нет да и вспомнится: "Ты, Моцарт, недостоин сам себя". Исповедуясь и проповедуя, Мастер почти не вспоминает, а если и вспоминает, то с оговорками, между прочим, что он - именно Мастер, каких наперечет. И это не скромничание: речь совсем не идет о том, как Я ИХ победил, а о том, как ОНИ меня терзали, как доводили, как издевались. И все - правда, не убавить, не прибавить. Очевидно и другое: Любимову хочется, чтобы ОНИ, те, кто мешал, их имена и поступки, их глупость и верноподданичество остались в истории, как сохранилось имя Герострата.

И вот - перестройка, возвращение, радость встречи с родным театром, а потом и всевозможные поощрения, премии и знаки утешения - от власти, вечно презиравшей и вечно толкавшей на протест. Власть новая берет реванш за власть старую. Названия премий можно не перечислять - радости от них, как видно из книги, не густо, как и радости вообще от жизни.

Нынче по поводу премий принято иронизировать, но у Любимова вся ирония направлена в прошлое. И последнее событие, на которое Любимов тратит все свои саркастические возможности, - конфликт с Николаем Губенко, раскол Театра на Таганке. Конечно, досадно, что ему посвящено так много страниц, да еще и в конце книги. То, что в конце, по всем законам восприятия, запоминается накрепко.

Так и здесь. Прочтешь "Рассказы" и в памяти остаются не трогательные, теплые страницы о детстве, родителях, о спектаклях в иммиграции ("плачущий" крест и вдруг являющийся на сцене рояль в "Тристане и Изольде"), не воспоминания о поездках к физикам в Дубну (страницы, посвященные встречам и беседам с академиком Петром Капицей, вероятно, лучшие в книге) - а так и не оконченная тяжба, взаимные обвинения и упреки, стенограммы. Все это - склочное и недостойное - стоило бы изгнать из памяти читателей, если уж из своей прогнать нельзя; застряло как саднящая заноза, как осколок.

Книга нарочито не выстроена; здесь и воспоминания, и "мысли вслух", и избранные интервью, и стенограммы, и сообщения о коллегах, драматургах (и, прежде всего, потрясающие воспоминания о Николае Эрдмане, одном из самых дорогих людей для Юрия Любимова), актерах, сценах мира, собственных спектаклях. Лейтмотив и объединяющее начало - письма к сыну Пете, вклинивающиеся в текст то совершенно неожиданно, то продуманно, то в виде морализирующего постскриптума. Любимов - никак не Честерфилд, и его письма к сыну включены в книгу по иным причинам. Здесь царят любовь и доброта, семейные чувства и вечная ценность родственных отношений, и это не может не подкупать. Но везде или почти везде сквозит досада, отовсюду лезут вездесущие ОНИ. Тяжба не окончена, хотя, вероятно, никогда не может быть окончена или преодолена - такова уж натура автора.

Напротив, в режиссуре Любимов всегда умел делать все. Само это искусство - вечное преодоление, преодоление штампов и традиций, диктата драматурга, актерских амбиций и актерских же откровений, сора и в собственной голове.

На Таганке у Любимова всегда говорили о несвободе, о гнете обстоятельств. Сам факт существования театра, актерская игра, очень личная, откровенная, сама режиссура, внятная и завораживающая, - были свободны и пророчествовали о грядущих переменах. В книге подчас призрак несвободы ведет себя чрезвычайно активно, своевольничает вопреки всему. Что тут поделаешь? Любимов - Мастер, он уже воздвигнул себе памятник; и наивно, почти глупо хотеть, чтобы со страниц книги такой же памятник являлся. Но книга остается в истории, а спектакли - нет. И книжный памятник может бросить тень на памятник, созданный в Театре на Таганке.

Одновременно с воспоминаниями Любимова вышел его новый спектакль - "Театральный роман" Михаила Булгакова. Таганка снова сводит счеты с властями, то весело, то мрачно. Художник на сцене - в ловушке, в темных булгаковских очках, отгородившийся от мира. А Любимов - без очков, и по-прежнему может, как кажется, творить на сцене все. Режиссерская рука тверда и уверенна, фантазия даже чрезмерна. Любимов, как всегда, чувствует каждый миллиметр сценического пространства, как музыкант - диезы и бемоли. Он - тут легко ошибиться - то ли в пятерке, то ли в десятке выдающихся режиссеров конца столетия. И он это знает, но в книге об этом не говорит ни строчкой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2089
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4788
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2623
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3018

Другие новости