0
1423
Газета Арт Интернет-версия

17.07.2002 00:00:00

Сказка для детей и взрослых

Тэги: гарри поттер, магия, роулинг, кино, христиане, полемика


Впервые за много лет детская книга и поставленный по ней фильм стали предметом ожесточенной полемики. Историю о Гарри Поттере сочли учебником по магии и чуть ли не предали анафеме, это произошло не только в России, но и на Западе. Самыми "бдительными" оказались протестанты. По сообщению радиостанции "Эхо Москвы", пастор одной из протестантских общин в штате Нью-Мехико Джек Брук устроил публичное сожжение произведений Джоан Роулинг, назвав их "пропагандой сатанизма".

В сети интернета было распространено некое письмо, полный текст которого нам не удалось отыскать, но оно было процитировано информационным центром "Радиоцеркви". В этом письме книги Роулинг названы опасными, так как "Иисус в них представлен жалким слабаком, заслуживающим презрения". Верно ли это или мы вновь стали свидетелями типичного протестантского алармизма?

Вряд ли кому-нибудь придет в голову обвинять в оккультизме "Кота в сапогах", "Волшебную лампу Аладдина" или "Царя Салтана". Но для своего времени они были просто "напичканы" колдовством. А кто в детстве не играл, например, в "Снежную королеву", воображая себя то Каем, то Гердой, то маленькой разбойницей или мудрым вороном? Колдовские приемы в Гарри Поттере столь же условны, как знаменитое "крибле-крабле-бумс".

Конечно, прежде чем вести ребенка на яркий и впечатляющий фильм, авторы которого апеллируют к высшим категориям добра и зла, стоит задуматься об этических установках автора.

Нельзя не согласиться, что Джоан Роулинг трудно назвать христианским писателем. "Гарри Поттер" в отличие от "Хроник Нарнии" К.С. Льюиса, не апологетическая книга, да и в произведениях католика Д.Р. Толкиена намного легче угадывается христианский подтекст. И все-таки в контексте торжества современной секулярной культуры Гарри Поттер - это произведение, созданное в рамках христианской нравственной парадигмы. Роулинг написала дидактическую сказку, используя ту систему ценностей, к которой мы привыкли. Просто язык и образы "Гарри Поттера" понятней современным детям, они доверяют скорее Роулинг, чем, например, Чарлзу Диккенсу или даже Астрид Линдгрен. Как соотносятся нравственные идеалы героев "Гарри Поттера" с христианской этикой?

Прежде всего и сам Гарри, и его друзья часто оказываются в ситуации нравственного выбора. И именно эти моменты становятся кульминационными. Магический антураж становится красивой оберткой, фантиком. Гермиона Грейнджер (подруга Гарри) в одной из самых душещипательных сцен фильма говорит (цитирую по памяти) "есть вещи, которые важнее колдовства, - это дружба и смелость" и, рискуя собой, спешит на помощь другу. В эпилоге фильма маг Дамблдор, директор школы волшебства Хогвартс, награждает одного ученика за проявленную решимость со словами "легко противостоять чужим, нужно иметь особое мужество, чтобы остановить своих".

Философский камень, вокруг которого построена интрига фильма, может получить только тот, кто не хочет извлечь выгоды для себя (идея жертвенного служения ближним). Один из участников форума русских католиков в интернете считает это "дивной притчей о Царствии Небесном". А другой видит аллюзию на Священное Писание в том, что герой, олицетворяющий в фильме зло, проклят за то, что покусился на самое святое - белого единорога.

Злой маг Волан-де-Морт, угрожающий миру и убивший родителей Гарри, был когда-то таким же учеником Хогвартса, как и маленький волшебник. Несколько раз на протяжении фильма ставится акцент на том, что изначальные задатки и склонности у них одинаковы. Многие жители волшебного мира с опаской и настороженностью отнеслись к Гарри, зная, что и он может встать на путь зла. Да и злые силы много раз искушали его, предлагая могущество. Но мальчик остался верен своим друзьям и памяти родителей.

В заключительной сцене фильма, когда Гарри уезжает на каникулы в обычный мир, выясняется, что пользоваться полученными в Хогвартсе магическими навыками можно только в этом "параллельном" мире. Другими словами, мир сказки и волшебства не тождествен нашему привычному миру, между ними проходит граница, хотя и не абсолютно непроницаемая.

Эта детская, инфантильная версия представлений о духовном мире увлекает сегодня и взрослых, но именно потому, что их интерес к духовной жизни остается таким же сказочным, инфантильным, что и у младших школьников. Христиане должны сделать неутешительные выводы, размышляя о причинах популярности сказок Джоан Роулинг.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1479
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1688
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4111

Другие новости