0
1560
Газета Арт Интернет-версия

16.10.2002 00:00:00

О песнопениях "Всенощного бдения"

Тэги: рахманинов, песнопения


Регент московского храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке Николай Васильевич Матвеев (1909-1991) стал в 1957 году первым, кто полностью исполнил цикл Рахманинова за богослужением (Синодальный хор до революции пел "Всенощную" только в концертах), а затем сделал это ежегодной традицией. Долгие годы храм на Ордынке оставался единственным местом в Москве (и, вероятно, во всем СССР), где звучала духовная музыка великого композитора.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из комментариев Н.В. Матвеева к песнопениям "Всенощной", которые интересны и важны для правильного восприятия этой музыки, поскольку написаны не с точки зрения обычного музыковедения, а с позиций церковного регента и верующего христианина.

"ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ". Является как бы эпиграфом ко "Всенощному бдению".

"БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА". В этом произведении особенно проявилось глубокое понимание композитором текста песнопения. Солирующий альт яркой обиходной мелодией с выразительным четким ритмом повествует словами псалма о сотворении мира┘ Сольных стихов взято шесть, по числу дней творения. Легкие, прозрачные и ясные припевы без басов - это хор Небесных Бесплотных сил, прославляющих Бога за дивное устроение мира. В заключительном, шестом припеве (шестой день - день творения человека) появляется басовое звучание, словно к ангельскому хору присоединяется голос человеческий┘

"БЛАЖЕН МУЖ". В этом песнопении - несколько стихов из первых трех псалмов. В них говорится о согрешившем человеке, сознающем, что спасти его может только Господь. Эта мысль выражена через звучание теноровой и альтовой групп, поющих стихи псалмов. После каждого стиха хвалебный припев "Аллилуиа" исполняется всем хором. Припевы "Аллилуиа" построены таким образом, что с каждым припевом звучность увеличивается и через смену гармоний происходит ее постепенное нарастание, переходящее в кульминацию всего произведения - прославление Святой Троицы словами "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу".

"СВЕТЕ ТИХИЙ". В песнопении индивидуально использован Киевский роспев. В этом дошедшем до нас от первых веков христианства величественном гимне Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу композитор очень строго и сдержанно отобразил красоту и величие древнего текста.

"НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ". Песнопение написано в традиционной трехчастной форме, где первая и третья части спокойно величавые, вторая - динамично насыщенная┘ С глубоким проникновением в текст написана музыкальная фраза со словами "┘еже еси уготовал пред лицем всех людей". Это кульминация, выраженная в полифонической форме яркой мелодией, проходящей во всех голосах.

"БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ". Это песнопение на слова ангельского приветствия Преблагословенной Деве Марии написано композитором с большой теплотой и мягкостью. Распевность мелодии, легкость и прозрачность архитектоники музыкальной формы, величавость, торжественность и вместе - задушевность особенно впечатляют и создают глубокое молитвенное настроение.

"МАЛОЕ СЛАВОСЛОВИЕ". Унисонное пение начинается как бы на земле, постепенно ослабевая, растворяется в вышине, и словно бы издалека появляются звучания, имитирующие торжественный звон. Славословит земля, славословит небо, весь мир возносит радостную хвалу Богу. Здесь композитор применяет интересный музыкальный оборот - подражание любимому им колокольному звону. Это не случайная дань излюбленному приему - по Уставу в это время положен трезвон, возвещающий о начале Утрени.

"ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ". Это торжественное песнопение состоит из двух хоров. Первый хор - теноровая и сопрановая группы - легким мелодическим звучанием изображает хор Небесных сил, восхваляющих имя Господне. Второй хор - альтовая и басовая группы - поет подлинную мелодию знаменного распева, в унисон форте, ярко, в твердом, бодром ритме, - это все верующие люди на земле прославляют имя Господне. Оба хора объединяются, с тем чтобы вместе петь победное "Аллилуиа".

"БЛАГОСЛОВЕН ЕСИ, ГОСПОДИ". В этом песнопении композитор, индивидуально используя знаменный роспев, сдержанно и строго, средствами музыкальной выразительности повествует о Воскресении Спасителя. Этому способствует выделение солирующих голосов, олицетворяющих голоса Ангела и повествователя. Последние слова песнопения - "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" - напоминают отдаляющееся звучание ангельских труб.

"ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ". Это песнопение является продолжением и развитием предыдущего и призывает всех верных к поклонению и прославлению Воскресшего Спасителя мира.

"ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА". Композитор своеобразно трактует это песнопение. В отличие от большинства сочинений других композиторов, поручающих обычно исполнение текста этого песнопения, как слов Самой Божией Матери, солирующему голосу или женскому хору, Рахманинов мелодию первых двух и последнего стихов поручает басовой группе в нижнем регистре. Этим он подчеркивает особую значимость слов Божией Матери, идущих из глубины души.

"ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ". Рахманинов широко использует в этом песнопении знаменный роспев и приемы русской подголосочной полифонии. Слышим мы здесь и уже знакомое нам подражание колокольному звону. Все песнопение подано в остром ярком ритме┘ является наиболее значительным из всех песнопений "Всенощного бдения".

"ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ ПОБЕДИТЕЛЬНАЯ". Песнопение написано ярко, торжественно, в бодром ритме. Это величественный гимн Божией Матери, которым заканчивается православное Всенощное бдение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1489
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1416
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1631
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1352

Другие новости