0
1737
Газета Арт Интернет-версия

04.08.2010 00:00:00

Темные пятна на белом соборе

Тэги: храм, православие, рпц, архитектура


Уже на протяжении месяца попасть к храму Христа Спасителя можно только со стороны набережной. В других местах у подходов к главному православному собору страны стоят заграждения. «Строительные работы» – напоминают таблички. Металлические леса почти полностью загораживают один из фасадов храма. На верхотуре рабочие под палящим солнцем неторопливо снимают крепления у белоснежных медальонов с ликами святых и поднимают на их место тяжеловесные металлические. Сами же рабочие у храма с неохотой рассказывают о ходе замены горельефов, порой упоминая в разговоре совсем не Божью Матерь.

Очередной этап восстановления храма начался в начале июля. На этот раз пластиковые горельефы с изображениями святых заменят их бронзовыми аналогами, отлитыми в мастерской Зураба Церетели. Так было решено еще в 1995 году искусствоведческой комиссией по художественному убранству храма Христа Спасителя. В 2000 году к освящению храма были поставлены временные медальоны из белого пластика. Они копируют оригинальные резные горельефы дореволюционного храма, некоторые из которых после разрушения собора в 1931 году удалось сохранить в Донском монастыре в Москве. Таким образом, получается, что кроме бронзовых фигур по нижнему поясу храма теперь появится и еще один ряд темных горельефов – уже в верхней части здания.

Перемена в облике храма в самом центре столицы не осталась не замеченной в Рунете. То, что горельефы будут заменены, никого не удивило: по словам специалистов, пластиковый материал не выдержал бы природных условий. Не стало новостью и авторство Церетели – ведь именно он возглавляет Российскую академию художеств, которой было поручено восстановление внутреннего и внешнего убранства храма. Однако, несмотря на негласный статус ведущего столичного скульптора, Церетели неизменно получает самые противоречивые отзывы. Кто-то хвалит его за то, что он в короткий срок богато, «по-столичному» украсил Москву бронзовыми монументами. Другие называют его творчество «безвкусицей» и «кичем» и вспоминают детсадовские скульптуры животных на Манежной площади и огромного Петра I у слияния Москвы-реки и Обводного канала.

На официальном сайте скульптора говорится, что при восстановлении храма Христа Спасителя «РПЦ настаивала и продолжает настаивать на точном следовании утраченному историческому образцу». Российская академия художеств как раз и была призвана этот исторический образец воссоздать. Однако у архитектора храма Константина Тона, судя по многочисленным фотографиям, собор и оба ряда барельефов были белокаменными, благодаря чему собор целостно воспринимался издалека и обнаруживал мелкие резные детали при приближении. На сайте Церетели, в свою очередь, утверждается, что именно бронза была предусмотрена в первых предложениях Тона по строительству собора. Так это или нет, сказать сложно, поскольку наглядных доказательств такого утверждения не представлено. Андрей Оболенский, руководитель Архитектурно-художественного центра Московской Патриархии (Арххрам), соавтор проекта воссоздания храма Христа Спасителя, в комментарии корреспонденту «НГР» не дал ясного объяснения замены мрамора на бронзу: «Возможно, из соображений прочности. А в случае с круглыми горельефами просто нужно было заканчивать в том материале, в каком начали, чтобы они были выполнены в одном стиле с уже установленными фигурами».

Другой вопрос в том, что согласно градостроительной концепции восстановления храма для его возведения нужно было «найти и использовать все то, что еще уцелело после взрыва и варварского расхищения». Однако сохранившиеся фигуры до сих пор остаются в Донском монастыре. Причем то, что уцелевшие подлинные детали храма на место не возвращают, часто даже находит одобрение: многие считают, что неуместно увозить старинные барельефы из ⌠намоленного■ места и приставлять к новоделу.

Строительные работы, по словам Андрея Оболенского, будут закончены в течение этого года. И новых масштабных изменений в облике храма Христа Спасителя не планируется. Пока же о результатах происходящих перемен говорить рано: на верхний ярус храма подняты только два бронзовых горельефа. Однако уже сейчас почувствовать разницу может не только искусствовед, ратующий за воссоздание оригинала, но и, например, обыкновенный фотограф-любитель. Ведь даже неопытному глазу очевидно, что игра света и тени на белых образах придает им несравненно большую выразительность, чем на величавых, но мрачных темных ликах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1415
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1607
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1708
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4002

Другие новости