0
6820
Газета Накануне Интернет-версия

19.03.2015 00:01:00

Кружевом, камень, будь…

Тэги: урал, челябинск, екатеринбург, евтушенко, тютчев, фет, цветаева, мандельштам, петербург, метеорит


урал, челябинск, екатеринбург, евтушенко, тютчев, фет, цветаева, мандельштам, петербург, метеорит «Камень хладный поцелую и навеки в смерть уеду...» Фердинанд-Виктор Перро. Набережная Фонтанки. Эрмитаж 

В комнате за сценой собралась послеконцертная компания, и Борис почитал свои стихи наравне с другими, а потом спросил:

– Евгений Александрович, вам не кажется, что здесь только два поэта – вы и я?

Евтушенко сказал, коротко подумав:

– Да, наверно.

Есть и другая версия. Борис говорил после застолья: я здесь единственный поэт, ну и немножко – Евгений Александрович Евтушенко.

Говорят, на этой горячей волне его вынесло на улицу, там он схватился с майором милиции в штатском, его взяли в участок и показали, где раки зимуют.

Шел июнь 1997 года. Евтушенко прилетал в Екатеринбург на один концерт. Через три года Борис сказал мне: я не читал ни строки Евтушенко.

Тотчас по его уходе, крайне раннем, к Борису Рыжему прилепили две этикетки: «последний советский поэт» и «первый поэт поколения». То и другое опять же напоминает о Евтушенко, каковой и сам определяется как последний советский поэт. Дивны дела твои, Господи, – Борису и в голову не пришла бы такая аналогия, ан кто знает, как наше слово отзовется. Так что? Борис Рыжий – оный новый Евтушенко? Остыньте, если раскалились. Речь не о том.

Тут речь о том, что будем

Мы нашу честь беречь.

Стоит почитать его стихи, начиная с середины 1990-х: тематически, стилистически и тому подобное – «Камень хладный поцелую», Петербург. Блоковская музыка, лебеди, фонтаны, парки, дворцы, каналы, мосты. Обожаемые мэтры – Рейн, Кушнер. В классических образцах – Державин, Батюшков, Пушкин, Денис Давыдов, Лермонтов, Боратынский, Вяземский, Некрасов, Тютчев, Аполлон Григорьев, Полонский, Огарев, Фет, Случевский, Блок, Брюсов, Анненский, Заболоцкий, Георгий Иванов, Адамович. Никакого «больше чем поэта». Поэт. Только поэт, и никто другой.

Петербургская поэзия на уральской почве? Уральская поэзия на питерском камне? Такой выверт? Не было выверта. Был поиск себя.

Над саквояжем в черной арке

всю ночь играл саксофонист.

Бродяга на скамейке в парке

спал, постелив газетный 

лист.

Я тоже стану музыкантом

и буду, если не умру,

в рубашке белой, с черным 

бантом

играть ночами на ветру.

Чтоб, улыбаясь, спал пропойца

под небом, выпитым до дна, –

спи, ни о чем не беспокойся,

есть только музыка одна.

Написано в том самом 1997-м. В том самом Петербурге. У Рыжего много стихов об уличных музыкантах и вообще об уличной музыке. Это о себе. Поэт улицы, уличный мальчишка. Так? Не так. Близкие знали: он по сути домосед и месяцами не выходит из дому.

Города было два, два бурга – в честь Петра и в честь Екатерины. И Петр, и Екатерина – не те, о ком мы думаем. Дома у него было тоже два. Свой, с женой и сыном, и – родительский, в двух шагах от своего. В родительском доме был телефон. Это уже нечто третье – остальной мир, с которым он говорил чуть не без умолку. Раздвоенность? Вряд ли. Один в одном. Оставим арифметику. Но она нас будет настигать по причине беглости его жизни и неторопливости общего течения бытия.

... Боре было лет шесть, когда его спросили: кем работает твой папа?

– Царем.

Отца, директора Института геофизики Уральского отделения АН СССР, возила служебная черная «Волга». Десятилетний Боря утверждал в кругу дворовых кентов:

– Мой папа – вор в законе.

Ему верили.

В другом случае он сообщил о том, что его папа – забойщик скота, а мама – жиловщица мяса.

фото
Борис Рыжий. Только поэт, и никто другой.
Фото с сайта www.borisryzhy.com

...У поэта Александра Леонтьева сказано: перебитый Уральский хребет. Челябинск по этой метафоре находится в районе копчика или шеи. Очень ранимые места. На юге хребта. Но не будем гиперболизировать – больной ходит, он не лежач, и хотя кажется, что он раскинулся на спине, он бегает, движется, летит на иномарках, напоенный пятью озерами. В принципе он похож на долину, и так оно и есть – тут течет река Миасс, изрядно поросшая тиной и камышом, подъемы и спуски не бьют в глаза, а центральный проспект Ленина прям как стрела, и чугунный Ильич на пьедестале – это площадь Революции – могуче широкоплеч, массивно кряжист и почернел, по-видимому, оттого, что стоит, как Брестская крепость, во вражеском окружении бесчисленных банков и супермаркетов, а его прямым оппонентом высится небоскреб Видгоф, произведение местного олигарха-депутата Видгофа. Там гранд-отель. Это почти на самом въезде в центр города. Собственно, город, если ехать из аэропорта, начинается с озера и Видгофа.

Когда родился Борис – 8 сентября 1974 года, – ничего подобного, естественно, не было, и Ленин не смотрел в сторону «Арбата» (так тут и называют улицу Кирова, б. Уфимскую) – теперь, наверное, везде на Руси есть свой Арбат, то есть пешеходная улица со всеми аксессуарами московского образчика, в частности – с кафешками, ресторанами, банками и бутиками, с фонарями и мемориальными досками на старых домах, брусчаткой и музыкантами и живописцами на ней. Есть и пара книжных магазинов, но книг Бориса Рыжего там нет, и персонал не знает этого имени. Зато на чугунной скамейке сидит черный чугунный юный Пушкин с лицом казачка, в большом ведре-цилиндре, а неподалеку – бронзовый Розенбаум с гитарой, весьма похожий, блещущий от ладонных прикосновений восхищенной публики. Время такое. Блескучее.

Среди пешеходов фигурируют и другие изделия уральского ваяния в бронзе – верблюдица и верблюжонок, саксофонист (портрет в полный рост умершего местного кумира), дамочка чеховского типа начала ХХ века с соблазнительно изогнутым тазобедром, в шляпке и с зонтиком, но без собачки, а также странничек в треухе, лаптях и сумой на плечах перед пюпитром с раскрытой книгой – называется ЗАКОН: непосредственно перед дверью областного законодательного собрания. В ногах верблюдицы и верблюжонка азиатский мальчик в тюбетейке, сидя, скрестив ноги, играет на флейте. Борис называл себя трансазиатским поэтом. Башкирия и Казахстан рядом. На улицах много скуластых черноглазых лиц восточного типа, а топонимика этих мест сплошь тюркская и ханты-мансийская.

До того как эта местность покрылась купеческим двух-, трехэтажьем в камне и дереве (кое-что осталось поныне), русские служилые люди в первой половине осьмнадцатого века (1736) обнаружили, говоря словами старинного документа, «на реке Миясе в урочище Челеби в тридцати верстах от Миясской крепости» дивное пространство, где ни одного места не было «с недостатками к житью человеческому, земля черная, луга, рыбные и звериные ловли довольные». Начали осваивать землю и обучать новоселов «казачьей экзтерции» дважды в год, дабы у каждого «была годная к случаю лошадь и конная верховая, также санная и тележная сбруя». Челяба в переводе с тюркского  – «царевич», а также «образованный, миловидный, красивый, солнцеподобный». Тоже в точку. А как же. Мой папа работает царем.

На сих дрожжах и оперный театр вырос мощноколонный с тремя белеными фигурами над центральным фасадом: советские юноша и девушка по краям воздушно взмахивают руками, в центре – сидящая арфистка с мощными конькобежными икрами. Есть только музыка одна, по преимуществу русская – Михаил Глинка и Сергей Прокофьев увековечены во внезапных для себя местах, поскольку не имели счастья бывать в этих краях. Город чувствовал себя русским – и никаким иным. Борис говорил: я – еврей.

Мы к этому еще, разумеется, вернемся. Первое толкование навскидку:

В сем христианнейшем из миров

Поэты – жиды!

Марина Цветаева, «Поэма конца» (1924)

15 февраля 2013 года около Челябинска рухнул метеорит. Несколько зданий задело взрывной волной. Людей не затронуло, не считая госпитализированных 69 человек, пострадавших в основном от страха. При желании и некотором воображении тот метеорит можно счесть блудным сыном Урала, вернувшимся в отчий дом. Такое ощущение, что великолепный Сад камней на берегу Миасса пополнился собратом с небес.

Тютчев:

С горы скатившись, камень лег 

в долине.

Как он упал? Никто не знает 

ныне –

Сорвался ль он с вершины сам 

собой,

Иль был низринут волею 

чужой?

Столетье за столетьем 

пронеслося:

Никто еще не разрешил 

вопроса.

Иногда так возвращаются поэты.

Иногда в их честь устанавливаются мемориальные доски. Это произошло 8 сентября 2014 года на улице Свободы, 149. Платиново-светлую доску поместили между окон угловой парикмахерской на первом этаже. Борис похож на боксера после победного боя. Чубатого, с глубоким шрамом на левой щеке от глаза до нижней челюсти. Художник С.Л. Черкашин.

«В этом доме 8 сентября 1974 года родился поэт Борис Рыжий».

Это не совсем так (роддомом пренебрегли), но родился он действительно в Челябинске на улице Свободы. Хорошо, что это город металлургии и металлообработки – металла на мемориалы хватает. Хорошо, что есть такие люди, как Андрей Крамаренко, – инициатор и мотор создания памятной доски. С ним-то мы и приехали на Урал. Туда, где возникает тютчевский вопрос, повторенный Мандельштамом:

Паденье – неизменный 

спутник страха,

И самый страх есть чувство 

пустоты.

Кто камни нам бросает 

с высоты –

И камень отрицает иго 

праха?

...Отец готовил ему геологическое будущее, но совершил огромную – для своих планов – педагогическую ошибку: внушил младенцу поэтический образ мира, состоящий из русских стихов, высоких идеалов, великих надежд. Колыбельной Бориса была русская поэзия. Эта музыка в мужском исполнении и была тем истинным уроком ритмики, который вошел в плоть и кровь, не оставив других путей для дальнейшего существования. Потомок запорожского сотника переварил эту музыку в соответствии с данным ему временем, включив в арсенал своих боевых средств некоторые ноты из письма к турецкому султану. Репинские хохочущие казачины неотъемлемо присутствовали в аудитории, какой бы она ни была – школьной, студенческой, екатеринбургской, питерской, роттердамской, московской, трансазиатской.

Самые первые упражнения по сплетению слов в рифму Боря проделал еще в восьмилетнем возрасте под руководством сестры Оли – перед сном. Притом что эпиграммы и прочие колючие шутки регулярно сыпались на головы окружающих, – говорят, стихописание – уже как высокая болезнь – поразило его лет в четырнадцать. Еще раньше он и детективчики пописывал.

Но это было секретом. Дело шло медленно. Он довольно долго утаивал и чувства, и мечты свои, остро сознавая, что мысль, извлеченная из-под его пера (карандаша), ложна по неумению ее хорошо изречь. Однокурсники поначалу были не в курсе. Он проявлял себя больше в проделках и дурачествах с лидерским уклоном. Такого типа:

На практике в городке Сухой Лог, рядом – поселок Знаменка, с целью знакомства с ребятами с других факультетов (геология и гидрогеология) Борисом была создана ДНД (Добровольная народная дружина). В задачу данной дружины входило: контроль за порядком в лагере (который сами же и нарушали), а в некоторых случаях и экспроприация спиртных напитков у злоупотребляющих лиц. Сформировали инициативную группу, которой были выданы красные повязки, и люди стали выходить в дозор. Таким образом был установлен контроль обстановки в лагере, а также дополнительный источник спиртосодержащей жидкости. Большинство компаний считало почетным угостить представителей ДНД несколькими рюмочками водки. За особые заслуги сотрудникам ДНД разрешалось какое-то время поносить «знаменитую» кожаную кепку Бориса.

Это свидетельство Вадима Курочкина, однокурсника. О поэзии речи нет. О ней и не говорили в Сухом Логу. Но она там была. Там, на левом берегу реки Пышма, есть вулкан девонского периода, высокий холм, голый – не заросший лесом, похожий на спину гигантского мамонта, полувылезшего из вечной мерзлоты. Имя этого места – Дивий камень: старое название от первопроходцев-казаков, старое слово, означающее «удивительный, дивный», а в песнях и сказках – «лесной, дикий, дикорастущий», даже «девий», а также «неручной, недомашний». Все вместе это и есть поэзия.

Моя книга – не филология, отнюдь. В некоторой степени весь этот текст – скажем так, худо рифмуя, – антология, потому как поэзия хлещет отовсюду и только через стихи можно говорить о Борисе Рыжем.

Здесь уместно напомнить название первой книги Мандельштама: «Камень».

Кружевом, камень, будь

И паутиной стань:

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань.

Из исторического далека, по законам долговременной оптики, Дивий камень напоминает и могильный холм, а также поставленное природой надгробье.

Рыжий вопрошал:

О чем молчат седые камни?

Зачем к молчанию глуха

земля? Их тяжесть так 

близка мне.

А что касается стиха –

в стихе всего важней молчанье, –

верны ли рифмы, не верны.

Что слово? Только ожиданье

красноречивой тишины.

Стих отличается от прозы

не только тем, что сир 

и мал.

Я утром ранним с камня 

слёзы

ладонью тёплой вытирал.

Парадоксально, но уралец Борис Рыжий нашел для стихов другой камень («Петербург»):

Я уехал к черту в гости, 

только память и осталась.

Боже милый, что мне надо?

Боже мой, такую малость –

так тихонечко скажи мне

страшной ночью два-три 

слова,

что в последний вечер жизни

я туда приеду снова.

Что, увидев пароходик, 

помашу ему рукою,

и гудок застынет долгий 

над осеннею Невою.

Вспомню жизнь свою глухую –

хороша, лишь счастья 

нету.

Камень хладный поцелую

и навеки в смерть уеду.

Вот вам и отзвук Фета:

Хочу нестись к тебе, лететь,

Как волны по равнине 

водной,

Поцеловать гранит холодный,

Поцеловать – и умереть!

...Как-то он повис на балконе, на руках, дома у родителей. Его подняли. Когда с ним нелегко было управиться, родители звонили кому-то из друзей. Однажды Маргарита Михайловна позвонила в психдиспансер, приехала «скорая», явились два здоровенных медбрата, волки, не люди:

– Это что такое? Что ты тут устраиваешь? Давай собирайся.

Борис увернулся и одному из них влепил по челюсти. Его скрутили. На следующий день Маргарита Михайловна забрала его из больницы. Он увидел ее из окна, около которого курил, когда она шла в больницу. Закричал:

– Мама! Забери меня отсюда!

…У Константина Случевского Борис ценил многие вещи, могу предположить – прежде всего «Я видел свое погребенье…». Сквозная метафора этой книги требует вспомнить другую вещь Случевского:

Что, камни не живут? 

Не может быть! Смотри,

Как дружно все они краснеют 

в час зари,

Как сохраняют в ночь то 

мягкое тепло,

Которое с утра от солнца 

в них сошло!

Какой ужасный гул идет 

от мостовых!

Как крепки камни все 

в призваниях своих, –

Когда они реку вдоль берега 

ведут,

Когда покойников, накрывши, 

стерегут,

И как гримасничают долгие 

века,

Когда ваятеля искусная рука

Увековечит нам под лоском 

красоты

Чьи-либо гнусные, проклятые          черты! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1373
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3580
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2027
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2305

Другие новости