0
49211
Газета Накануне Интернет-версия

21.03.2019 00:01:00

Астронавты видели инопланетян

Глава из книги «Космическая мифология: от марсианских атлантов до лунного заговора»

Антон Первушин

Об авторе: Антон Иванович Первушин – писатель, исследователь истории космонавтики.

Тэги: космос, мифы, луна, нло, уфология, инопланетяне, астронавты, георгий гречко

В своей новой книге писатель-фантаст и исследователь истории космонавтики Антон Первушин разоблачает мифы и легенды, связанные с космосом и бытующие в массовом сознании. Книга выйдет в апреле в одном из московских издательств.

космос, мифы, луна, нло, уфология, инопланетяне, астронавты, георгий гречко Астронавт Эдвард Уайт работает в открытом космосе 3 июня 1965 года.

Хочу напомнить факт, который кажется банальным и общепринятым: аббревиатура НЛО расшифровывается как «неопознанный летающий объект». Однако усилиями уфологов в нашем восприятии сложился стереотип: НЛО – это обязательно «летающая тарелка» инопланетян.

Уфология пытается изображать из себя настоящую науку и для утверждения собственной значимости часто апеллирует к авторитетам: ученым, политикам, военным и, конечно, космонавтам. Причем если авторитетный человек утверждает, что сам наблюдал однажды НЛО, то тут же следует вывод: он поддерживает инопланетную интерпретацию феномена. Таким образом утверждается мысль, что «летающими тарелками» нужно заниматься всерьез, ведь авторитетные люди не могут ошибаться.

После отмены государственной цензуры в Советском Союзе на полках магазинов начали появляться уфологические труды, имевшие поначалу наукообразный вид. Перечислю некоторые из них: Борис Шуринов «Парадокс ХХ века» (1990); Николай Ерин, Юрий Ильинский «Удивительные тайны НЛО. Хроника. Факты. Версии» (1990); Герман Колчин «НЛО. Факты и документы» (1991); Юлий Платов, Владимир Рубцов «НЛО и современная наука» (1991). Хотя авторы всех этих книг подчеркивали, что изучение феномена нельзя сводить только к гипотезе о его инопланетной природе, они в той или иной форме доносили до читателей, что без этой гипотезы не обойтись. Как минимум она должна обсуждаться в социально-культурном контексте, что, например, советовали делать Юлий Платов и Владимир Рубцов. При этом они же называли отрицание гипотезы «символом веры», уравнивая таким образом ее сторонников и противников.

Помимо прочего в перечисленных книгах приводились свидетельства о встречах советских космонавтов и астронавтов с НЛО. К примеру, Борис Шуринов и Герман Колчин посвятили этому вопросу полноценные разделы. Почему это важно для уфологов? Дело в том, что наземные и атмосферные наблюдения НЛО всегда можно объяснить «приземленными» причинами: атмосферными явлениями, испытаниями перспективной техники и т.п. Куда сложнее объяснить наличие «тарелок» в открытом космосе. Земляне построили и запустили не так уж много космических аппаратов, чтобы от них стало тесно на орбитах, посему если рядом с космическим кораблем появляется некий объект, который еще и активно маневрирует, то без привлечения инопланетной гипотезы трудно обойтись.

Уфологи приводят множество фактов о встречах американских астронавтов с НЛО, причем начиная с полета Джона Гленна. Большинство из них оказываются на поверку не фактами, а газетными утками или «испорченным телефоном», когда предоставляемая информация искажается или неверно интерпретируется в пользу очередной конспирологической теории. Тем не менее есть несколько историй, которые обрели широкую известность и на которые часто ссылаются отечественные уфологи.

В июне 1965 года на орбиту отправился корабль «Джемини-4». Астронавты Джеймс Макдивитт и Эдвард Уайт должны были провести в космосе четверо суток и осуществить процедуру выхода в открытый космос, воспроизведя и перекрыв таким образом предшествующие достижения СССР. На второй день полета, когда корабль проходил над Гавайями, Макдивитт сообщил, что видит объект, похожий на «пивную банку с ручкой». Сам он рассказывал об этом так:

«Я летал с Эдом Уайтом. Он спал в то время, поэтому у меня нет никого, кто бы мог подтвердить мою историю. Мы дрейфовали в пространстве с выключенными двигателями и приборами, когда объект внезапно появился в иллюминаторе. Он имел определенно цилиндрическую форму и был белым; еще у него была длинная ручка, которая торчала сбоку. Я не знаю, был ли это очень маленький объект поблизости или очень большой объект в отдалении от нас. Мне не с чем было сравнивать. Поэтому я действительно не знаю, насколько он был большим. У нас было две камеры, которые в то время просто плавали в космическом корабле, я схватил одну и сфотографировал объект, потом схватил другую и тоже сфотографировал. Затем я включил системы управления, потому что боялся, что мы можем столкнуться с объектом. В тот момент <... > Солнце осветило иллюминатор корабля. Стекло было грязным, как в автомобиле, поэтому было невозможно что-то увидеть сквозь него. Я запустил двигатели ориентации и повернул корабль так, чтобы иллюминатор снова оказался в темноте, но объект исчез. Позже я связался с операторами и рассказал им, что произошло, а они проверили свои записи о космическом мусоре, который летал вокруг, но не смогли определить, что это могло быть».

Новость попала в таблоиды, и астронавт сделался «звездой» уфологии. Разумеется, NASA пришлось как-то реагировать на шумиху, и было заявлено, что тот видел вторую ступень ракеты-носителя «Титан-2» (Titan II), которая вывела корабль на орбиту. Понятно, что объяснение вызвало недоверие: неужели астронавт настолько плохо подготовлен, что не может опознать часть своей ракеты? Отрицал возможность путаницы и сам Макдивитт. И все же такую возможность, как указывает историк космонавтики Джеймс Оберг в статье, исключать нельзя. Встреча с НЛО продолжалась всего полминуты, причем большую часть времени астронавт возился с фотокамерами. Ему в лицо бил солнечный свет; из-за чистого кислорода, который использовался в американских кораблях, его глаза слезились. В таких условиях трудно что-то правильно идентифицировать.

Что же с фотографиями? Специалисты NASA изучили пленку и выбрали снимок, который, по их мнению, соответствовал рассказу Макдивитта. Однако на нем вместо таинственного белого цилиндра обнаружился светящийся «головастик», который интерпретировали как солнечный блик на иллюминаторе. Казалось, исследователи должны были испытать разочарование, но не тут-то было: видный уфолог Джордж Фосетт немедленно заявил, что астронавт сфотографировал «несколько странных объектов, включая яйцеобразный НЛО с выхлопом».

10-12-1_b2.jpg
Старт ракеты «Титан-2» с космическим
кораблем «Джемини-4» 3 июня 1965 года.
Схожая история произошла и с астронавтами, отправившимися на орбиту в декабре 1965 года на корабле «Джемини-7». Фрэнк Борман и Джеймс Ловелл проработали в космосе почти 14 суток, что должно было подтвердить практическую возможность экспедиции к Луне. В ходе полета они планировали состыковаться со спутником-мишенью «Аджена-Д». Сразу после выхода на орбиту Борман провел запланированный эксперимент: развернул корабль и сблизился со второй ступенью ракеты-носителя. При этом астронавты отметили, что ступень окружена мусором и замерзающими остатками топлива. Ловелл сделал несколько снимков вращающейся ступени; при этом астронавты сообщали наземным операторам, что наблюдают «мириады мелких частиц». Хотя их происхождение было очевидным, стенограмма переговоров заинтересовала уфологов. В одном месте Борман сообщил: «Бабайка на десять часов». Наземный оператор попросил уточнить, что имеется в виду. Ловелл пояснил, что, помимо ракетной ступени и облака частиц, они наблюдают блестящее тело. На этом инцидент был исчерпан, и астронавты занялись подготовкой к переводу корабля на более высокую орбиту.

Тем не менее «бабайка» (в оригинале – bogey) Бормана стала одной из уфологических легенд. О ней, в частности, сообщал астроном Джозеф Аллен Хайнек, перековавшийся из скептика в профессионального уфолога. В своей книге «Грань реальности. Доклад о неопознанных летающих объектах» (1975), написанной в соавторстве с Жаком Валле, он приводил историю с «бабайкой» как необъяснимое наблюдение НЛО, причем пользовался не реальным свидетельством Бормана, а вольным пересказом, сделанным вышеупомянутым Джорджем Фосеттом. Новая версия, обрастая фантастическими подробностями, перекочевала в труды других исследователей аномальных явлений: Дональда Кихоу, Чарльза Берлица, Брэда Стайгера (Олсона). «Бабайка» превратилась в «массивный сферический объект», а сама история легла в основу конспирологической теории, гласящей, что инопланетяне мешают нам развивать космонавтику.

Примерно на таком же уровне происходило и обсуждение мифических свидетельств встреч с инопланетянами экипажей кораблей «Аполлон», летавших к Луне. Причем в случаях, если астронавты вступают в полемику с уфологами и прямо говорят о том, что никогда не наблюдали чего-то, что можно было бы однозначно интерпретировать как искусственные объекты, управляемые пришельцами, их начинают обвинять в замалчивании важной информации под давлением спецслужб. Доверия нет даже к тем астронавтам, которые поддерживают идею тайного присутствия инопланетян на Земле, – среди них Эдгар Митчелл и Гордон Купер. Уфологи, вероятно, не понимают, что своими домыслами и мистификациями не только дискредитируют собственные изыскания, но и оскорбляют астронавтов, выставляя их лжецами, трусами и дураками.

Советские космонавты некоторое время находились в «тепличных» условиях, хотя их много раз пытались втянуть в обсуждение уфологической тематики. В 1979 году в журнале «Техника – молодежи» появилась новая рубрика «Покорители космоса – о жизни, о Земле, о Вселенной». В ней летчики-космонавты отвечали на шесть вопросов, третий из которых звучал так: «С какими новыми, ранее неизвестными явлениями столкнулись вы во время полета? Можно ли говорить всерьез о возможной встрече космонавтов с инопланетянами?» Космонавты отвечали аккуратно и в благоприятном для уфологов русле. Они уверенно говорили о том, что инопланетные цивилизации наверняка существуют где-то во Вселенной, и о том, что феномен НЛО, даже если он не связан с гипотетическими пришельцами, нужно изучать. Но вот незадача – ни один из них не признался, что лично видел в космосе хоть что-то, напоминающее «летающую тарелку».

Например, Виктор Горбатко прямо заявил: «Бесспорно, жизнь есть не только на Земле, но против факта не пойдешь – ни мы, ни американские астронавты пока не встречались с инопланетянами или их зондами. В 1977 году на Авиационном салоне в Париже я между делом спросил Томаса Стаффорда: «Правда ли, что ваши коллеги видели каких-то там «зеленых человечков»?» Он ответил вопросом: «А ваши?» – «Никого!» – «И наши никого!» Мы уже убедились, что в пределах Солнечной системы наша цивилизация одинока».

Георгий Гречко высказался еще резче: «Первое свидание с «братьями по разуму» не пройдет бесследно. Мне кажется, оно может произвести целую революцию в естествознании. Кто из нас – от увлеченных «гениальными» идеями мальчишек до солидных и опытных космонавтов – не мечтал о такой встрече! К сожалению, иногда мы склонны принимать желаемое за действительное. Отсюда многочисленные сообщения о каких-то таинственных контактах с существами из других миров. Но на поверку оказывается, что это или ошибки, или мистификации».

В то же время читатель, который не разбирался в тонкостях взаимоотношений уфологии и академической науки, мог подумать, что если на страницах журнала с тиражом 1,5 млн экземпляров герои-космонавты всерьез обсуждают «летающие тарелки», причем в контексте гипотезы инопланетного происхождения, то в этой теме что-то есть.

10-12-4_b3.jpg
Астронавт Базз Олдрин на Луне 20 июля 1969 года:
солнечные блики на объективе фотокамеры часто
принимают за НЛО.
Снимок сделал Нил Армстронг. Иллюстрации из книги
Уловка не осталась незамеченной. Известный популяризатор Владимир Губарев опубликовал два материала под одинаковым названием «Легенда о пришельцах»: статью в газете «Правда» (от 2 марта 1980 года) и беллетризованный очерк в журнале «Наука и жизнь» (1980. № 11–12). В первом он прямо обвинил отечественных уфологов в попытке привлечь астронавтов и космонавтов к обоснованию своих гипотетических построений, во втором еще раз привел высказывания космонавтов по поводу «летающих тарелок»:

«– Я отношусь к ним [пришельцам] серьезно, – вдруг сказал Олег Макаров, – люди увлекаются, к примеру, коллекционированием марок, а пришельцы разве хуже?

– Это все гораздо серьезнее, – не согласился Георгий Гречко, – меня на каждой встрече спрашивают о пришельцах и «тарелочках». Еще после первого полета. «Нет, – говорю, – не видел», – но не верят! Словно я что-то скрываю... А ведь действительно не видел!

– Помнишь контейнеры с отходами? – спросил Макаров.

– Действительно, это классический пример «тарелочек»! – Гречко почему-то обрадовался. – Вы знаете о нем? <...> Идет грузовик на стыковку к нам. Вдруг на телеэкране появляется точка, медленно движется в сторону... Ну, мы с Юрой Романенко сразу определили: это один из контейнеров с отходами, который мы выбросили в космос со станции... А на Земле уже легенда: мол, вокруг «Салюта» корабли инопланетян шныряют. А эти контейнеры, верно, нас сопровождали, пока мы орбиту станции не изменили во время коррекции...»

Как видите, двух толкований быть не может: люди, летающие в космос, периодически видят НЛО, но уверены, что они имеют земное происхождение. Нужно ли обращать внимание на такие объекты? Обязательно! Ведь если рядом с кораблем появляется некий посторонний предмет, то это либо его отвалившаяся часть, либо космический мусор – и то и другое может представлять угрозу для выполнения миссии.

Впрочем, времена меняются. И не всегда в лучшую сторону. В 1980-е годы в советской прессе стали благожелательнее относиться к материалам, написанным в поддержку уфологии и гипотезы инопланетного происхождения НЛО. К концу существования Советского Союза любители аномальных явлений начали объединяться в группы, и больше не выглядело чем-то странным, когда заслуженный космонавт Павел Попович сначала возглавил Всесоюзную уфологическую ассоциацию, а с 1992 года стал президентом Уфологической ассоциации СНГ и Академии энергоинформационных наук.

Примечательно, что уфологи не забыли и не простили прежние гонения. Например, Борис Шуринов в уже упоминавшейся книге «Парадокс ХХ века» довольно едко высказывается в адрес того же Владимира Губарева, который пытался остановить вовлечение космонавтики в утверждение гипотезы инопланетного происхождения НЛО. Что касается заявлений астронавтов и космонавтов о том, что они не видели «летающих тарелок», то Шуринов прокомментировал его довольно своеобразно: «Человек, побывавший в космосе, может сказать по возвращении на Землю, что он не видел НЛО. И мы должны относиться с уважением к сказанному, так как у нас нет оснований не верить. Но «не видел НЛО» не тождественно «НЛО не существуют», следовательно, «не видел НЛО» не является доказательством отсутствия неопознанных летающих объектов. Космонавт или астронавт, не видевший НЛО, может добавить: «Думаю, что их не существует», «Полагаю, что мы одиноки во Вселенной» или что-либо в этом роде, но это всего лишь предположения, сомнения, а отнюдь не доказательства отсутствия НЛО.<... > А те, кто желает вернуться к детсадовским рассуждениям об отсутствии НЛО, опираясь на специально отобранные подходящие высказывания отдельных астронавтов и космонавтов, не видевших НЛО, могут продолжать в том же духе».

Мы не будем прибегать к «детсадовским рассуждениям». Мы просто укажем на то, что Шуринов использует здесь argumentum ad ignorantiam – аргумент к незнанию, когда всякое предположение, ложность которого не доказана, считается истинным и наоборот. Знаменитый американский ученый Карл Саган приводил пример использования аргумента к незнанию в уфологии, который близок по смыслу доводам Шуринова: «Нет исчерпывающих доказательств того, что НЛО не посещали Землю, значит, НЛО существуют и где-то во Вселенной есть разумная жизнь». Понятно, что аргумент не может быть принят, поскольку с его помощью можно обосновать все что угодно – в том числе шизофренические фантазии. Кроме того, он противоречит логике и здравому смыслу. Попробуйте применить аргумент к незнанию хотя бы к обычной бытовой ситуации, и вы сразу увидите его ущербность. «Вы пьете коньяк по утрам, поскольку обратное исчерпывающе не доказано». «Вы маньяк-убийца, поскольку обратное исчерпывающе не доказано». И т.п.

Безусловно, мы должны с уважением относиться к показаниям людей, побывавших в космосе и не встретивших там инопланетян. Больше того, нам не следует оскорблять их сомнениями в искренности или некомпетентности – в конце концов, они образованнее нас и находятся на передовой научно-технического прогресса. Если же вам не нравится, что ваши взгляды на проблему инопланетного присутствия на Земле расходятся с тем, что сообщает практическая космонавтика, то, наверное, стоит задуматься, насколько далеко вы готовы зайти в отрицании реальности. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
1463
Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Андрей Ваганов

Космический челнок «Буран» до сих пор остается во многом непревзойденным научно-техническим проектом СССР

0
12572
Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

0
5762
Воланд, Мастер и Кощей Бессмертный

Воланд, Мастер и Кощей Бессмертный

Юрий Юдин

Слова в булгаковской Москве сильнее, чем деньги

0
11015

Другие новости