0
1020
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

30.03.2000 00:00:00

Разговоры с пилотом


Роланд Пенроуз. Пикассо. Серия. "Жизнь замечательных людей". - М.: Молодая гвардия, 1999, 266 с.

О ПИКАССО писали хорошо знавшие его Апполинер и Жан Кокто, Поль Элюар и Гертруда Стайн. Писатель, художник, фотограф и поэт, Роланд Пенроуз - не самая известная фигура в этой плеяде, зато он автор десяти монографий о мастере, с которым познакомился в 1936 году на Международной выставке в Лондоне. Читатель "ЖЗЛовской" версии его "Пикассо" вряд ли догадается, что написанная в традиционно благопристойной, даже с налетом некоего академизма, манере биография основоположника кубизма вышла из-под пера одного из основоположников сюрреализма. Лондонский "Общий словарь сюрреализма и его окружения" отзывается о Пенроузе как о "первооткрывателе и организаторе" этого художественного явления в Англии. Однако ровесник века Роланд Пенроуз во второй половине жизни, похоже, начертал на своем щите девиз: "Сюрреалистом можешь ты не быть, но другом Пикассо - обязан!" Авторский копирайт на книгу датируется 1958, 1962, 1971 и 1981 годами. Жизнеописание великого друга написано предельно обстоятельно: первая же фраза первой главки "Истоки" сражает наповал своей информативностью: "Пабло Руис Пикассо родился в Малаге 25 октября 1881 года в 11 часов 15 минут ночи". Далее следует краткий курс истории заштатного городишки Малаги, основанного, между прочим, задолго до завоевания маврами в 711 году. Тут у Пенроуза обнаруживается профессиональная болезнь многих биографов - желание как можно глубже копнуть, которое, однако, не всегда способствует продвижению в верном направлении. Известно, что сам Пикассо меньше всего склонен был искать свои "истоки" в Малаге. Когда его друг Сабартес хотел подарить городу коллекцию работ художника, тот искренне удивился: ведь там он только родился, и к тому же это было так давно!

Впрочем, карту с точным указанием местностей, где следует искать истинные "истоки" его творчества, Пикассо не составил - он вообще не очень-то любил распространяться на темы, которые волнуют биографов и искусствоведов. В отличие от Сальвадора Дали, написавшего "Как становятся Дали", Пикассо подобных откровений никогда не публиковал. Ни одно движение не было менее теоретичным, чем кубизм, и ни один кубист не был менее склонен к публичной рефлексии, чем Пикассо. Рассказывали, что некоего художника, пытавшегося расспрашивать мастера о секретах творчества, Пикассо оборвал: "Разговоры с пилотом строго воспрещаются!" Биография Пенроуза - не что иное как попытка разговорить строгого пилота. Иногда это удается в буквальном смысле: то здесь, то там воспроизводятся "разговоры Пикассо", запомнившиеся современникам. Пожалуй, самый знаменитый - разговор с немецким офицером, состоявшийся в оккупированном Париже. Увидев фотографию "Герники" на столе в квартире художника, немец спросил: "Это ваша работа?", на что Пикассо ответил: "Нет, ваша".

Однако гораздо чаще за молчаливого "пилота" говорят другие: его друзья, его женщины, его картины. Дружеское окружение художника представлено в книге довольно подробно: юношеские привязанности, возникшие еще в Испании, парижская "ватага Пикассо", обитатели знаменитого "Бато Лавуа" ("парохода-прачечной" - дома # 13 по улице Равиньяк, который обессмертил Макс Жакоб, давший ему это имя), друзья зрелых лет.

А вот слабый пол в жизни Пикассо - самое слабое место биографии Пенроуза, явно не желающего вторгаться в личную жизнь мэтра. Вскользь говорится не только о возлюбленных, но даже о законных супругах художника. Того, кто сочтет этот пробел досадным, можно отослать к вышедшей в том же 1999 году в издательстве "Республика" книге Карлоса Рохаса "Мифический и магический мир Пикассо". Пуританскому стилю Пенроуза противостоит предельно откровенная установка Рохаса, утверждающего, что "Пикассо в личной жизни был просто мрачным и ценящим наслаждение сатиром". Пенроуз лишь однажды осмеливается связать интимный момент с творчеством, предположив, что начало серии картин, где женская нагота "предстала в новом, вызывающем неловкость стиле" ("Две нагие женщины" и др.), приходится как раз на период беременности первой жены Пикассо Ольги. Для Рохаса, смотрящего на мир через очки психоанализа, уродливые женские формы, периодически появляющиеся на картинах художника, - отражение его реальных уродливых отношений и с Ольгой, и с последующими избранницами. Пикассо, оказывается, увлекался "Крейцеровой сонатой" Толстого - Рохас приходит к выводу, что, подобно главному герою Позднышеву, художнику доставляло удовольствие терзать женское тело. Известны слова Пикассо, сказанные в адрес Доры Маар, одной из спутниц его жизни: "Для меня она - плачущая женщина. Годами я писал ее в искаженных мучительных формах - не из садизма и не для развлечения. Я только следовал видению, запечатлевшемуся во мне. Это глубинная реальность Доры". Пенроуз опускает многие моменты в истории взаимоотношений Пикассо и Доры, Рохас их педалирует и очень искусно вписывает биографические реалии в контекст творчества. Дора Маар заворожила Пикассо в первый же вечер их знакомства тем, что вонзала перочинный нож сквозь растопыренные пальцы, положив руку на столик кафе. Впоследствии она стала пациенткой психбольницы. Карлос Рохас пишет: "Разрезая и искажая лицо этой женщины... художник лишь раскрывает ее внутренний облик, следуя линиям разломов внутри ее собственного духа, предсказывая будущую драму ее безумия". Тема безумия, охватывающего всю планету, появляется позднее в таких наполненных гражданским содержанием картинах, как "Герника" или "Бойня в Корее", и оказывается логичным продолжением творческого пути "мэтра наших кошмаров". Впрочем, увлекшись оригинальными искусствоведческими штудиями Рохаса, не стоит забывать и такого высказывания самого Пикассо: "Для объяснения кубизма привлекали математику, тригонометрию, химию, психоанализ... и многое другое. Но все это - лишь беллетристика, если не сказать - глупость".

Вернемся к Пенроузу. Среди несомненных достоинств его книги - стремление как можно больше рассказать о неизвестных широкой публике гранях художественного гения Пикассо, который "обладал фантастической способностью совершать открытия в тех областях, где другие считали абсурдным и ненужным что-либо искать". Любой попавшийся под руку предмет, даже одноразовую картонную тарелку, он превращал в предмет искусства. Делал коллаж из кусков собственной невыстираной рубахи, не брезговал ни куском выброшенного морем дерева, ни листом ржавого железа, ни корнями бамбука, ни салфетками в кафе. С мастерством ювелиров он познакомился не на Рю-де-ля-Пэ, а в кресле дантиста: метод изготовления золотых коронок вдохновил его на создание оригинальных изделий из золота.

Первобытный, в наше время свойственный одним лишь детям интерес к мелочам, из которых соткан окружающий мир, Пикассо сохранил до самой смерти. Официальным кругам в СССР нравилась та детская непосредственность, с которой Пикассо говорил: "Я - коммунист, потому что я хочу, чтобы в мире меньше было нищеты". Не нравилось, когда он вел себя как напроказивший школьник, например, помещал посмертный портрет Сталина в букет цветов. Но история взаимоотношений Пикассо с коммунистами - это уже совсем другая история, которая стоит отдельной книги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1736
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3694
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2753
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2246

Другие новости