0
1259
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

26.04.2001 00:00:00

И Жорж попробовал...

Тэги: Савинов, Бизе, Горький


Николай Савинов. Жорж Бизе. - М.: Мол. гвардия, 2001, 356 с.

Бесспорно, Максим Горький, задумавший серию ЖЗЛ еще в 1933 году, вряд ли лично интересовался судьбой Жоржа Бизе, но в силу собственного духовного опыта, будучи человеком буквально выбившимся "из грязи в князи", живо интересовался феноменом превращения обычных людей в "замечательных", а точнее, в знаменитых. Вообще, механизм превращения обычных мальчиков или девочек в героев того или иного типа, своего рода алгоритм мифологизации некогда реальной человеческой жизни, всегда оставался и останется крайне интересной темой как для "обывателей", так и для "непризнанных гениев". С этой точки зрения книга Николая Савинова о Жорже Бизе таит в себе массу достоинств и вполне может считаться "сладкой карамелькой" для любителей мемуарного жанра. Кстати сказать, тема превращения человека в миф затрагивается в этой книге в первой же главе с авантюрным названием "В понедельник 21 декабря": "Мальчугана потрясло то, что у взрослого вызвало бы лишь улыбку: Адольф-Аман возомнил себя композитором. Романсы и вокализы, тетрадь фуг, струнный квартет, фортепианный этюд, посвященный сыну. Не останавливаясь перед расходами, он издал за собственный счет эти великие произведения┘ Значит, музыку создают не какие-то недосягаемые люди?.. Значит, и он, Жорж, может попробовать?".

И Жорж Бизе попробовал. За свою недолгую жизнь - как и Александр Пушкин, Бизе скончался от сердечного приступа в хрестоматийные 36 лет 3 июня 1875 года - он успел поработать почти во всех музыкальных жанрах. Это и оперы, самой знаменитой из которых остается злополучная "Кармен", написанная по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме, и оперетты ("Доктор Миракль", "Мальбрук в поход собрался"), многочисленные кантаты ("Ангел и Тобил", "Женитьба Прометея"), оды-симфонии "Улисс и Цирцея" и "Васко да Гама" и многое другое. Особенно впечатляюще в его послужном списке выглядит оратория "Женевьева Парижская", если учесть, что Женевьевой звали супругу Бизе.

К чести издания можно сказать, что, хотя и неполный, но достаточно подробный список основных произведений и дат жизни приведен в конце книги Савинова, как то и подобает академической книжной серии.

С такой же легкостью и подкупающей непосредственностью, с каковой Савинов описывает реальные события в жизни Жоржа Бизе, анализирует он и некоторые произведения великого французского композитора. Так, например, описывается симфония "Воспоминания о Риме": "┘Стремительно взлетающие триоли. Глухой шум хроматических пассажей. Мчится охота. Для одних - удовольствие, для других - смерть. Может быть, смерть все-таки пройдет мимо? На какое-то время в лес вернулись красота и покой. Но вот снова растет шум погони. Зловещи удары литавр. Смерть совсем рядом┘".

Удивительно трогательно предваряется глава "Женевьева", посвященная жене Бизе: "Куда мы идем? - спрашивает Бизе. Страна шла к Седану. Бизе - к собственной гибели. 3 июня 1969 он женился на Женевьеве Галеви. Часы были пущены. Ровно через шесть лет - день в день - его не стало.".

Надо сказать, что автор не скрывает своего откровенно негативного отношения к супруге композитора, постоянно заостряя читательское внимание на действительно неблаговидных поступках этой несчастной женщины, как, например, ее резкий уход с премьеры "Кармен" в ту же секунду, когда стало ясно, что это провал. Не забывает Савинов и постоянно упоминать о психической неуравновешенности Женевьевы Галеви, о дурной наследственности в области психиатрии и о прочих деликатных подробностях.

Однако это обстоятельство нисколько не умаляет достоинств очень хорошей книги в жанре биографии. В конце концов претензия на откровенно авантюрный, даже приключенско-игровой стиль обязывает автора работать в рамках избранного жанра. А какой авантюрный роман без Роковой Женщины!

Огромная часть книги посвящена социальной проблематике и политической атмосфере, в которой приходилось существовать Жоржу Бизе. Но, на мой взгляд, это вполне оправданно, учитывая описываемую эпоху. Едва ли можно было бы не сказать о Французской революции 1848 года. А о Франко-прусской войне, в ходе которой Жорж Бизе на общих основаниях состоял в рядах народного ополчения, и вовсе нельзя умолчать.

Подводя итог, я хочу сказать, что все-таки лучше поздно, чем никогда, хотя иные предпочитают пословицу "хороша ложка к обеду". Нет в мире ничего однозначного. Пусть и на 795 позиции, но Жорж Бизе наконец-то вошел в топы бессмысленного и беспощадного хит-парада мировой культуры в понимании отдельно взятой русскоязычной книжной серии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2018
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4700
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2567
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2951

Другие новости