Валери Соланас. Манифест Общества Полного Уничтожения Мужчин. - Тверь: Kolonna Publications, 2004, 112 с.
Она стреляла в Энди Уорхола. 3 июня 1968 года. Валери Соланас (1936-1988) - радикальная феминистка. Экстремистка, если точнее. В 1967 году написала пьесу "Засунь себе в задницу", принесла ее художнику и продюсеру Энди Уорхолу. Тот обещал посмотреть, ему, поговаривают, даже заголовок понравился, но как-то не сложилось. В том же 1967 году Соланас, как принято говорить у нас, за собственный счет публикует Манифест Общества Полного Уничтожения Мужчин (ОПУМ). Текст остроумный, грубый, энергичный, злобный: "ОПУМ убьет всех мужчин, не входящих в Группу Мужской Поддержки ОПУМ. Мужчины из Группы Мужской Поддержки - это те, кто упорно работает на собственное уничтожение┘ Вот некоторые примеры мужчин из Группы Мужской Поддержки: мужчины, убивающие мужчин; ученые-биологи, работающие в конструктивных программах, а не на биологические войны┘ пидоры, которые своим зажигательным, ярким примером вдохновляют других мужчин размужчиниться и сделаться, таким образом, безобидными┘"
Никто, разумеется, не принял ни манифест, ни саму Соланас всерьез. Еще одна игра! Тем более что она охотно идет на сотрудничество, обещает написать роман по мотивам манифеста, играет эпизодические роли в фильмах Уорхола, раздает интервью, ведет активную светскую жизнь. Всем известный тип эстетического радикала вроде нашего художника Кулика или поэта Емелина (с поправкой, что Емелин все же хороший поэт). Конечно, она капризничает, ото всех требует денег, а романов не пишет, рукописи ее теряются, как пьеса "Засунь себе в задницу", или "теряются" (известная участь произведений "авторов одной вещи").
Финал известен: три выстрела в Уорхола и два в искусствоведа Марио Амайа (попался под руку). Год в психиатрической клинике и два года тюрьмы (Уорхол отказался от обвинений, поэтому такой мягкий приговор). В августе 1968 года манифест публикуют в престижном издательстве, обрамляют эссеистикой уважаемых людей. В 1971-м Соланас выходит на волю. И все возвращается на круги своя: снова аресты (за угрозы и скандалы), снова клиники, интервью и обещания "написать".
Умерла она в полной безвестности, в гостинице для бедных в Сан-Франциско.
Но вас, кто меня уничтожит, писал русский поэт Валерий Брюсов, встречаю приветственным гимном. Соланас вряд ли вообще знала о существовании такого поэта, но если б знала! Был бы хороший девиз для Группы Мужской Поддержки ОПУМ. Вполне в духе русского символизма.
А вообще ее судьба очень схожа с судьбой Николая Чернышевского и много кого еще, чей деятельный талант не оценили вовремя. Не заплатили, не напечатали, не дали хорошую работу на благо царя и отечества. Вот и становятся такие невостребованные экстремистами и радикалами, узниками острогов и психушек. Те же, кого заметили вовремя, - очень быстро приобретают степенность, респектабельность. Они становятся безопасны, с ними играют, как с ручными, они ласково виляют хвостами, благодарно жуют и дают интервью.
Разумеется, все ореолы - святых, мучеников, маньяков и злодеев - тают, как дым. На время. Потому что в историю попадают и те, что "скурвились", и те, что плевали миру в лицо до конца. Точнее, до тех пор пока мир ими интересовался.