Вячеслав Сысоев, родоначальник советского «черного юмора», родился в хорошо известном бывшим гражданам бывшей страны СССР 1937 году.
За свои ядовитые рисунки, вовсю ходившие по рукам и веселившие упомянутых граждан среди подловатой скуки «развитого социализма», ему довелось уже в зрелом возрасте отсидеть два года «от звонка до звонка» на малой родине Михайлы Ломоносова, в местности Холмогоры Архангельской губернии, знаменитой своими мерзлыми осетрами и живыми чекистами.
Вот некоторые сюжеты его рисунков. В грязном купейном вагоне расположились на лавках четыре мужика: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. На столе – пустая поллитровка, огрызки дорожной еды. На противоположной лавке – тоже четыре мужика. Соответственно Сталин, Ленин, Энгельс, Маркс. Дурная зеркальная советская бесконечность.
Чахлая лошаденка тащит по извечной российской грязи огромную суперракету. Лошаденку погоняет оборванный мятый солдатик.
Играют деточки, «цветы жизни», строят из игрушечного набора «Сделай сам» игрушечную ЗОНУ – с вышками, вертухаями и так далее.
А вот уже всамделишный вертухай читает лекцию на тему «права человека».
Космонавт собирает на лунной поверхности пустые бутылки.
Консервы «Орел горный в белом соусе».
Мавзолей в виде «избушки на курьих ножках». К Кремлю задом, к трудящимся – передом┘
Лихие московские проститутки, нищий, который побирается в международном авиалайнере, болваны, болваны, болваны. Цикл так и называется «Какие болваны в стране Болвании водятся»┘
Понятно, что процесс Сысоева был чистой советской туфтой. Среди протестующей против его ареста мировой общественности были всемирно известные художники, писатели, артисты – Ив Монтан, Ингмар Бергман, к примеру, и даже престарелый коммунист-карикатурист Херлуф Бидструп.
И в этом была своя логика. Рисунки Сысоева вовсе не антикоммунистические, но АНТИТОТАЛИТАРНЫЕ. А виды тоталитаризма – безграничны, как виды кровососущих насекомых или крыс.
Более того, мизантропия, энергическая меланхолия сопутствовали и Джонатану Свифту, и Франциско Гойе, и Николаю Гоголю, и Вильяму Хоггарту, и Францу Кафке, кровное родство Сысоева с которыми неоспоримо. Да только Сысоеву в этом смысле больше повезло, чем его предтечам, – весь материал плавал по советской поверхности как дерьмо, и нужен был всего лишь данный Богом талант, чтобы стать тем, кем стал Сысоев.
К сожалению, наши власти до сих пор не удосужились прислать бумажку о реабилитации. Более того, когда лет десять назад в берлинском «Русском доме», принадлежащем нашему родному демократическому правительству, была устроена его выставка, то НЕКТО «присматривающий» велел снять три его новые работы, сочтя, что они посягают на светлый облик тогдашнего нашего президента. «Да это, знаете ли... это... карикатурист, художник... он, это, знаете ли, при коммунистах два года за свои рисунки просидел», – хлопотали устроители.
«Мало дали», – услышали они тихий ответ. Впрочем, сейчас это уже все равно. Великий рисовальщик, который любил родину больше, чем она его, умер в Берлине, где жил все последние годы вместе с любящей женой Ларисой. Прощай, Слава, вечная память тебе, друг.