0
1792
Газета Мемуары и биографии Интернет-версия

20.04.2006 00:00:00

Четвертое измерение Альберта Эйнштейна

Тэги: аменицкий, трифонова


Владислав Аменицкий. Ольга Трифонова. Сны накануне. – М.: Совершенно секретно, 2005, 160 с.

Нынче время настолько разнообразных соблазнов и искушений, что иногда их просто невозможно вовремя отловить: хвать-похвать, а ты уже попался. В мире же литературном без таких вот ловушек и вовсе не обойтись, да и кажутся они сравнительно невинными: ну, коммерческий расчет, ну, «на публику» сделано, а почему бы и нет?

И не зря книга о «Первом человеке двадцатого столетия» Эйнштейне и его любовнице Маргарите Коненковой начинается со слов: «Пожалуй, самый опасный и самый неблагодарный соблазн, подстерегающий автора, – это желание написать о людях известных и уж тем более великих»┘

Вот только почему же соблазн сразу – «неблагодарный»? Обычно искушение рассказывать такие вот фантастическо-правдивые истории из жизни знаменитых людей ничем особенно плохим не оборачивается: и читателю хорошо, и автор в выигрыше. Прославленное имя, используемое для такого рода повестей, уже само по себе магнит и дивная реклама – скажи «Эйнштейн», и ты наполовину выиграл.

А дальше все дело в стройности композиции и ловкости автора: он и в самом деле может оправдать свой труд тем, что здесь, мол, «жизнь героев, их отношения выходят за рамки привычного и принадлежат «другому измерению». (Интересно, а когда отношения необычных людей обычны? Такое вообще – бывает?)

Итак, заручившись этим скромным оправданием своего замысла, рассказчица приступает к повествованию. Надо сказать, что на фоне «многоразличных и текучих» (как сказал во время оно философ Монтень) литературных произведений, пережевывающих на все лады истории выдающихся людей, она делает это не без изящества. Это не хронологическое повествование о любви довольно-таки престарелого Эйнштейна к русской экстравагантной женщине и советской шпионке, это – ее разбросанные воспоминания накануне смерти. Автор, не жалея сил, описывает черный и жуткий быт умирающей старухи, когда-то очаровательной и любимой. Жена художника и скульптора Сергея Коненкова, она десять лет была любовницей трогательного и по-детски беспомощного великого человека, попала в сети советской разведки, билась в них, как муха в паутине, и под конец попала на родину, где страдала до самой кончины. Ее видения – сны наяву – и составляют довольно выверенный сюжет повествования. Беда только, что автор впадает в новый соблазн (как, впрочем, и все авторы подобных историй): она хочет представить героев удивительными и обаятельными людьми, чьи переживания и жизненный путь находятся в ином измерении, чем существование «обычных людей».

Тут-то и подстерегают опасности, да не придуманные, а вполне конкретные. Вся штука в том, что герои книги, хоть убей, никакого трогательного и необычного впечатления на читателя не производят. Они скорее неприятны и даже отталкивающи: оба получились беспросветными эгоистами (Эйнштейн ничего вокруг себя не видит, вечно решает свои проблемы за счет окружающих женщин, его детскость скорее раздражает и поражает. Маргарита – упрямо изменяет страдающему мужу, всякое обаяние у нее напрочь отсутствует, ее размышления банальны и однообразны). Трудно сказать, придерживается ли автор исторической правды, но одно ясно: как ни странно, книга даже выигрывает от этого. Соблазн становится литературным достижением.

Дело в том, что сам жанр историй о великих людях предполагает некоторую долю конфетности и, как говаривали в начале века, «милоты» персонажей. Они – изумительны, достойны восхищения, страстны, горды и бог знает что еще. Их жизнь – картина, перед которой замирает испуганный и одуревший от впечатлений читатель, которому и в страшном сне не приснятся все эти перипетии, взлеты и падения. Здесь же эффект получается обратный: за счет, возможно, не предусмотренной повествовательницей беспросветности истории и человеческой неадекватности героев выходит что-то даже необычное. Полное отсутствие юмора делает книгу еще заковыристей.

К сожалению, идея подобного жанра – преклонение перед мифическими фигурами – не допускает смеха. И все же: так как второе условие (а именно «конфетность» персонажей) остается за флагом, история выходит вполне литературная, хотя и тяжело усвояемая. Под конец (книги и главной героини) читатель дуреет уже от безысходности и сумятицы чувств, преклоняться ему не хочется, радоваться тоже (тут уже не до радости), жуткая и одинокая гибель сновидицы довершает картину. Даже «блестящая операция советской разведки», похитившей секреты атомной бомбы у американцев, напряжение разрядить не может. И попадает читатель действительно в «другое измерение», но вот то ли оно, что подразумевалось, – другой вопрос.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
815
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
760
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
701
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
934

Другие новости