Реформа церкви последовала за тотальной вестернизацией. Николай Неврев. Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым. 1903 |
У молодого Петра с патриаршеством и духовенством были не самые простые отношения. Историки полагают, что они связаны с детскими воспоминаниями императора. «Страшные сцены встретили Петра у колыбели и тревожили всю его жизнь. Он видел окровавленные бердыши стрельцов, называвших себя защитниками православия, и привык смешивать набожность с фанатизмом и изуверством. В толпе бунтовщиков на Красной площади являлись ему черные рясы, доходили до него странные, зажигательные проповеди, и он исполнялся неприязненного чувства к монашеству», – писал в середине XIX века русский философ-славянофил Юрий Самарин. Еще во время правления патриарха Адриана, в 1690 году, Петр категорически запретил возводить новые монастыри.
Когда в 1700 году Адриан скончался, царь воспрепятствовал избранию нового предстоятеля церкви, а позже сан патриарха и вовсе был ликвидирован. В 1711 году император вместо Боярской думы сформировал новый правительственный орган – Сенат, указы которого в обязательном порядке должны были исполнять не только мирские, но и духовные управления. Пятью годами позже Петр обязал архиереев приносить присягу на верность царю. К этому же времени относится и начало работы над документом «Духовный регламент» – законом, определившем правовое положение церкви в Российской империи. Согласно ему, Российской церковью теперь правил «духовный коллегиум», состоящий из президента, двух вице-президентов, трех советников из архимандритов и четырех асессоров из протопопов. Одним из авторов текста был архиепископ Феофан (Прокопович), ярый поборник идеи цезарепапизма – концепции, согласно которой самодержец становится и главой церкви. За свою верность государю Прокопович был назначен первым вице-президентом Святейшего правительствующего синода – именно так и стала впоследствии называться Духовная коллегия. Первым и единственным президентом Синода стал назначенный Петром блюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), однако после кончины митрополита эта должность была упразднена.
Согласно Основным законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в Русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая». В ведении этого религиозно-светского органа были административные вопросы: создание новых кафедр, избрание и назначение епископов, определение дат церковных праздников и обрядов, канонизация святых, осуществление цензуры в отношении богословских и церковно-исторических книг и т.д. Синод также осуществлял функции суда первой инстанции по отношению к епископам, обвиняемым в ереси, вынесение окончательных решений по разводам (тогда они были запрещены), делам о лишении сана духовных лиц, о предании анафеме и т.д. Синодалам поручались еще и вопросы духовного развития и просвещения подданных. Все постановления Святейшего синода вплоть до 1917 года выходили со штампом «По указу его императорского величества». Таким образом, церковь превратилась в часть государственного аппарата и уже не могла конкурировать с императором за власть в государстве.
Одним из первых решений Правительствующего синода был запрет приносить в храм личные иконы и молиться перед ними. Во время богослужений указывалось собирать подаяния в два кошелька: один на церковные нужды, а второй на содержание больных и неимущих. По указу Петра богатым запрещалось приглашать духовенство к себе домой, чтобы те совершали вечерние и заутренние службы, также упразднялись все домашние церкви. В обязанность священнослужителей входила слежка за тем, чтобы верующие посещали церковь не только в праздники и по воскресеньям, но и в дни рождения, именины царя и царицы, а также в день Полтавской победы и Новый год. Для повышения духовной грамотности народа Петр также пожелал, чтобы на русский язык были переведены лютеранский и кальвинистский катехизисы. В 1723 году Синод запретил погребать умерших при храмах и велел хоронить их на кладбищах или в монастырях. А еще через год вышли новые правила о монастырях, которые должны были содержаться исключительно за свой счет.
Любопытно, что учреждение Правительствующего синода как канонической структуры признали поместные православные церкви. В сентябре 1723 года Антиохийский и Константинопольский патриархи подписали особую грамоту, согласно которой петербургский Синод объявлялся равным «во Христе братом», обладающим «равнопатриаршими правами».
комментарии(0)