Первенство епископа Нового Рима обеспечил император Юстиниан. Фото Хосе Луиса Бернардеса Рибейро |
Однако история становления христианского учения и экклесиологии свидетельствует, что Фанар (район Стамбула, в котором расположена резиденция Вселенского патриарха) следует той политике, которая была определена для него еще в V веке. 18 марта 545 года византийский император Юстиниан I, пытаясь укрепить свою державу, принял закон, согласно которому «папа более старшего Рима является самым первым среди всех священнослужителей, а святейший епископ Нового Рима, то есть Константинополя, занимает второе место после апостола престола старшего Рима, но вместе с тем впереди престолов всех остальных иерархов».
В 1054 году произошел Великий раскол между западным и восточным христианством, и в результате оформились два религиозных направления – католицизм и православие. При этом понятие диптиха, а вернее, тогда еще пентархии – системы пяти «кафолических» патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима – возникло до раскола, в V веке, после проведения Халкидонского, или Пятого Вселенского, собора в 451 году.
После этого пентархия только разрасталась. Хотя «выпала» Римская церковь, зато добавлялись другие автокефалии, среди которых (приводятся по времени образования) Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская (в диптихе РПЦ) и ПЦУ (в диптихе Константинополя). Указ же императора Юстиниана о первенстве («впереди престолов всех остальных иерархов») первоиерарха «Нового Рима» никто не отменял. А с отпадением «папы более старшего Рима», роль «самого первого среди всех священнослужителей» взял на себя Константинопольский патриарх.
Первенство Царьграда подкрепляется и тем, что именно благодаря одному из византийских императоров Русь стала христианской. В марте 963 года в семье императора Романа II и царской снохи Феофано родилась дочь Анна. О детстве и внешности девушки мало что известно, кроме того, что современники прозвали ее Руфа – то есть рыжая. Разные исторические свидетельства говорят о том, что к царевне сватался наследник Священной Римской империи Оттон III. С просьбой выдать Анну замуж за своего сына Роберта II обращался французский король Гуго Капет. Армянский историк рубежа X–XI веков Стефан Таронский (Асохик) утверждал, что взять порфирородную византийку в жены хотел и один из болгарских князей.
Но Анна стала женой киевского князя Владимира, который почитается сегодня как креститель Руси. Согласно «Повести временных лет», наиболее раннего из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века, Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров в жены их сестру Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Te согласились при условии, что до того времени язычник-князь примет христианство византийского обряда. Когда же Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русичей. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».
По другой версии, император Василий II обратился к киевскому князю за помощью в борьбе с мятежным военачальником Вардой Фокой и пообещал за содействие не только обычную денежную выплату, но и руку своей сестры Анны. Владимир послал в Византию дружину из 6 тыс. человек, и мятеж был подавлен. Однако жениться на Анне князь мог только при одном условии – он должен был не только креститься сам, но и крестить свой народ. В пользу версии о решающей роли Анны в крещении князя Владимира и Руси свидетельствовал и арабский историк XI века Абу Шуджа ар-Рудравери: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».
О «русском периоде» княжения Анны Византийской известно лишь то, что она «усердно участвовала в распространении православия на Руси, построив многие церкви». А в церковном уставе Владимира – первом в Древней Руси документе церковного права государственного происхождения – говорилось о том, что князь много советовался с женой в делах церковных. Кстати, в древнерусских летописях ее именовали не княгиней, а царицей. Скончалась Анна то ли в 1011, то ли в 1012 году, за четыре года до смерти Владимира. Ее могила находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей державного мужа.
комментарии(0)