Христос поведал мальчикам, что спасти Гроб Господень смогут лишь дети, не успевшие погрязнуть в грехах. Генрих Мерте. Детский крестовый поход 1212 года. 1875 |
Конечной целью обоих путешествий отроков было достичь врат Иерусалима для того, чтобы «чистыми молитвами» вернуть христианскому миру священный город, находящийся с 1187 года под протекторатом мусульманской династии Айюбидов. Поскольку Третий (1189–1192) и Четвертый (1202–1204) крестовые походы, организованные папами Григорием VIII, Климентом III и Иннокентием III, удачи не принесли, то за дело решили взяться дети. Во Франции предводителем малолетних пилигримов стал 12-летний пастушок по имени то ли Стефан, то ли Этьен. В Германии – 10-летний подпасок Николас. Оба мальчика узрели одно и то же видение: Христос велел им собрать «невинное воинство» и идти на Иерусалим, поскольку спасти город и Гроб Господень смогут только «дети, не успевшие погрязнуть в грехах». Он же обещал им, что, как только они дойдут до моря, воды расступятся (как это было с Моисеем, выводившим евреев из египетского рабства) и молодежь по дну морскому дойдет до святого града.
После пламенных речей обоих подростков, которых активно поддерживал Святой престол, в частности монахи основанного в 1209 году ордена францисканцев, по всей Европе дети якобы начали убегать из дома и присоединяться к походу юных рыцарей, «вооруженных» лишь молитвами. По оценкам историков, во Франции в детском паломничестве участвовали порядка 30 тыс. ребятишек обоих полов, а в Германии – около 20 тыс.
Ничем хорошим благочестивое путешествие не обернулось. Многие погибли в пути от голода и болезней, а оставшиеся и дошедшие до Марселя и Генуи отроки были посажены на галеры и затем проданы в рабство на невольничьих рынках Алжира. Считается, что купцы и духовенство заранее заключили сделку с мусульманскими работорговцами и активно поддерживали идею путешествия для того, чтобы на нем заработать. Отправленных на галерах юных богомольцев больше никто не видел, и лишь спустя 18 лет, в 1230 году, в Европе объявился монах, который якобы сопровождал детей до берегов Алжира. Он-то и рассказал всю правду об их судьбе.
Любопытно, что эта история не получила широкой огласки. С одной стороны, Святой престол был занят искоренением ереси и войнами с альбигойцами, которые велись на юге Франции с 1209 по 1229 год. Однако из архивных источников известно, что папа Иннокентий III вроде бы одобрил и поддержал идею Крестового похода детей. Однако после их исчезновения понтифик не вспомнил о молодых пилигримах и в 1216 году начал подготовку к Пятому крестовому походу (1217–1221). Историки полагают, что связано это прежде всего с тем, что в те времена многие верующие собирались в толпы с желанием пойти на Иерусалим, а в том самом «детском» походе детей как таковых почти не было.
В своем труде «Люди Средневековья» медиевист Робер Фоссье писал, что в средневековой Европе детский возраст разделялся на два периода: infantia (младенчество, до 7 лет) и pueritia (юность, до 16−17 лет). Жак Ле Гофф также утверждал, что в Средние века понятий «детство» и «ребенок» как таковых не существовало. «Едва выйдя из-под опеки женщин, не относившихся серьезно к его детской сущности, ребенок оказывался выброшенным в изнурительность сельского труда или в обучение ратному делу. Это подтверждают и картины, на которых рисуют очень юного героя уже как молодого человека – скороспелость была обычным явлением», – писал он в своей работе «Цивилизация средневекового Запада». А историк Джованни Миколли в середине XX века обратил внимание на то, что латинское слово pueri («мальчик»), которым часто характеризовали этот крестовый поход, в средневековые времена использовали также для обозначения простолюдинов и бедняков. Другой исследователь, Питер Рэдс, проанализировав все источники, пришел к выводу, что термином «детский» поход был наделен только после 1250 года, тогда как в документах 1220-х и 1240-х годов речь шла лишь о крестьянском крестовом походе как повторении выступления армии простолюдинов во главе с Петром Амьенским 1096 года.
Был ли «мальчик» и где кроется правда, а где ложь, сегодня уже трудно сказать. В любом случае каждый христианин знает эти строки: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
комментарии(0)