В восстановленном здании духовного училища разместили культурно-образовательный центр. Фото с сайта www.mlyn.by
Губернатор Минской области Александр Турчин открыл обновленную Воложинскую иешиву. Это некогда одно из самых прославленных высших духовных учебных заведений для последователей иудаизма в Российской империи переживало непростую судьбу.
Точка отсчета истории училища для преподавания Талмуда в местечке Воложин – 1803 год. Первым поставил вопрос об открытии подобного учебного заведения Элияху бен Шломо Залман, заслуживший прозвище Виленский гаон, то есть духовный авторитет высшего ранга. Он был лидером литовского течения в иудаизме, охватывающего и нынешнюю Белоруссию. У Виленского гаона был ученик, раввин Хаим из Воложина. Гаон был уверен, что никто из его последователей не решит этот вопрос так, как раввин Хаим. И не ошибся. Правда, иешива была создана уже после смерти гаона.
Специалисты по иудаике считают Воложинское училище «матерью всех иешив». При создании в последующем большинства подобных заведений иудеи брали в качестве прототипа именно это место. Не будет ошибки, если мы назовем иешиву в Воложине первым высшим духовным училищем по подготовке раввинов на территории Восточной Европы.
Оказаться в рядах ее учеников было весьма не просто. Главный критерий отбора – высокий уровень талмудической подготовки. Ведь это был оплот литовской ультраортодоксии. Выпускались раввины с фундаментальным духовным образованием. И везде в еврейском мире они воспринимались как «штучный товар».
В 1821 году раввин Хаим умер и на его место пришел сын, раввин Ицхак. При нем число учащихся достигло сотни. А ведь в первое время в иешиве учились не более десятка юношей, и Хаим содержал их на свои личные сбережения. Но его сыну пришлось собирать пожертвования. Откликнулось немало общин. Пожертвований было столько, что хватило и на строительство специального здания, и на питание для слушателей.
Но в 1824 году в первый раз было официально объявлено о закрытии иешивы. В этих условиях следовало не допустить фактического краха училища. Ицхаку это удалось. Спустя определенное время иешива опять стала действовать легально.
Ицхак бен Хаим Воложинер был главой иешивы в то время, когда в Петербурге усиленно искали оптимальную для государства модель еврейского образования. Российский император Николай I полагался на своего фаворита Сергея Уварова, который с 1833 по 1849 год возглавлял Министерство народного просвещения. Министр заявлял: «Евреев следует «реформировать» (то есть освободить от влияния Талмуда) и, внеся просвещение в их среду, сблизить с коренным населением. Для достижения этой цели предлагается создание в черте оседлости сети правительственных школ разных уровней, а для их содержания взимать с евреев специальный налог». В качестве базовой модели предпочтительных для государства учреждений выступала рижская еврейская школа с преподаванием не только религиозного учения и древнееврейского языка (иврита), но и светских наук.
В 1843 году раввин Ицхак из Воложина принял участие в созванной властями конференции по вопросам еврейского образования. Там глава иешивы сказал: «Государственные школы могут представлять собой опасность для еврейского воспитания и окажутся бесполезными без предоставления евреям политических прав». Российские евреи такие права получили только через 74 года.
В итоге в апреле 1858 года иешива опять была закрыта властями. Виленские иудеи использовали эпистолярный жанр, чтобы убедить чиновников дать обратный ход делу. Они указывали на «неимоверное уважение, каким пользуется Воложинская ешива во всем крае» и «благотворное действие на духовное образование народа». Попечитель Виленского учебного округа с порога отверг прошение: «Видам правительства не соответствует, чтобы Воложинская ешива почиталась святилищем и имела на евреев исключительное влияние; следует поэтому закрыть подобные заведения, т.к. они служат приютом для людей невежественных и праздных и рассадником раввинов-фанатиков». Правда, через некоторое время деятельность иешивы возобновилась неофициально, как не раз бывало до этого в подобных случаях. И властям приходилось с этим считаться.
Но и внутри еврейской общины возникло желание актуализировать иудаизм. Возникли разные течения. С середины XIX века немалая часть учеников иешивы поддержала движение «мусар», искавшее способ сделать ортодоксию привлекательной для новых поколений. В 1870-х годах не меньше иешиботников с интересом восприняли идеи «Гаскалы», еврейского Просвещения. В 1880-х годах на настроения учеников стало существенно влиять сионистское движение «Хибат Цион». В эти годы здесь учились немногим более 400 человек.
Министр народного просвещения Иван Делянов в 1891 году утвердил «Правила о Воложинском ешиботе». Что требовали эти правила от иешиботников? «Изучать не только Талмуд, но и русский язык и арифметику в объеме курса еврейских народных училищ». Тогдашний глава иешивы раввин Нафтали Берлин категорически не допускал возникновения ситуации, при которой бы заработали эти «Правила». Делянов в 1892 году закрыл заведение. Глава иешивы был выслан из Воложина вместе со всеми подопечными. Но через три года министр пошел на попятный, и иешива в очередной раз обрела легальный статус.
Последующие 20 лет были спокойными, затем бурей промчались Первая мировая и Гражданская войны, и учеба заглохла. Уже при советской власти, в 1921 году, последовало очередное открытие иешивы. Финал, казалось бы, ее истории – 1939 год.
И вот 28 октября 2024 года произошло знаковое событие. После 11 месяцев работ полностью обновлено здание и открыт культурно-образовательный центр. Время покажет, означает ли это, что иешива в Воложине опять возродилась на старом «пепелище».
комментарии(0)