Мештрович в годы Первой мировой войны работает над Большим распятием. Фото 1916 года. Галерея Ивана Мештровича (Хорватия) |
Иван Мештрович родился 140 лет назад, 15 августа 1883 года, в городке Врполье, в семье каменотеса. Через год семья переехала в деревню Отавице близ города Дрниша, недалеко от побережья Адриатического моря. Отец Мештровича был единственным грамотным человеком в деревне. Ему удалось собрать небольшую библиотеку, где наряду с Библией и церковными календарями также были представлены сборники хорватских народных песен и преданий, которые читал запоем и затем заучивал будущий скульптор. Мать Мештровича была умной, волевой и глубоко религиозной женщиной. Позднее скульптор запечатлел ее образ в многочисленных работах. И со временем христианская тема стала доминирующей в его творчестве.
Когда восхищенные талантом Мештровича односельчане смогли собрать денег на дорогу, он отправился в крупный хорватский город Сплит. Благословляя Ивана на путь, отец сказал: «Может быть, ты преуспеешь там, где не смог я». В Сплите Мештрович поступил в обучение к известному скульптору Павле Билиничу. Сначала Мештрович получал задание копировать его скульптуры, но со временем ученик превзошел своего учителя. Следующим этапом в его творческом пути стала учеба в Академии художеств в Вене, куда он был принят в 1901 году (Хорватия в то время входила в состав Австро-Венгерской империи). Его работы вызвали восхищение венских профессоров, и со временем Мештрович занял место среди ведущих студентов академии.
Одной из первых крупных работ Мештровича стал портрет Льва Толстого (1903). Писатель представлен в тот момент, когда он обдумывает свое произведение. Четко вылеплены только голова и руки. Все остальное представлено в виде почти бесформенной, переливающейся скульптурной массы, которая становится пластической метафорой потока сознания во время творческого процесса.
В первые годы пребывания в Вене Мештрович создал столько работ, что их хватило на целую персональную выставку. А в 1911 году работы Мештровича были представлены в сербском павильоне Международной выставки в Риме, где с ними познакомился Максим Горький. В апреле 1911 года Горький писал художнику Семену Прохорову: «Для меня лично римская выставка очень интересна и много дает… И удивительно хорош сербский скульптор Мистрович».
Епископ Гргур Нинский в левой руке держит Священное Писание, а правой экспрессивным жестом указывает на небо. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru |
Многие произведения Мештровича посвящены Божией Матери. Среди них выделяется «Мадонна с Младенцем» 1917 года. Богоматерь как бы наблюдает за своим Сыном и смотрит на Него с благоговением. Своей подобной крылу десницей Она благословляет Сына, а другой рукой бережно защищает Его от жизненных невзгод.
В своей монументальной пластике Мештрович создает образы выдающихся церковных деятелей – папы Сикста V, епископа Йосипа Юрая Штроссмайера… На северо-востоке Хорватии, в Вараждине, и на западе, в Сплите, установлено два памятника епископу Гргуру Нинскому (1926–1929), который в Х веке боролся за то, чтобы сербскохорватский язык был утвержден как официальный язык мессы в Хорватии. И он вышел победителем в нелегкой борьбе с папским престолом. В левой руке епископ держит книгу – Священное Писание, а правой экспрессивным жестом указывает на небо, подобно Платону на фреске Рафаэля «Афинская школа».
Еще при жизни творчество Ивана Мештровича пользовалось мировой славой. Во многих городах Европы и Америки проходили и проходят его персональные выставки. В свое время даже Гитлер собирался устроить выставку работ Мештровича в Берлине, но при условии, что скульптор будет присутствовать на ее открытии. Однако сам Мештрович отказался: «Я только ради этого не поеду в Германию!»
Вероятно, этот эпизод стал причиной заключения Мештровича в тюрьму усташами (хорватскими фашистами). Ему удалось вырваться на волю через Италию благодаря поддержке Ватикана. И он, наконец, перебрался в США, где президент Эйзенхауэр в 1954 году лично вручил Мештровичу американский паспорт. Скульптор поселился в городе Саут-Бенде (Индиана), где стал профессором в местном Университете Нотр-Дам. Здесь Мештрович завершил работу над своей знаменитой «Римской Пьетой» (1942–1946), высеченной из огромной глыбы каррарского мрамора весом в пять с половиной тонн и установленной в церкви Sacred Heart Church в Саут-Бенде (бронзовая версия – в Ватиканском музее). В образе Иосифа Аримафейского скульптор изобразил самого себя.
Одно из последних произведений Мештровича – «Колодец Иакова» (1957). Художник как бы возвращается к теме своей ранней скульптуры «Источник жизни» (1905) и утверждает Иисуса Христа как подлинный источник истины. Иван Мештрович скончался 16 января 1962 года и похоронен на родине в Отавице в семейном мавзолее Мештровичей, построенном по его собственному проекту. Многие считают Мештровича самым великим христианским скульптором со времен Ренессанса.