0
3710
Газета Люди и положения Интернет-версия

22.03.2013 00:30:00

Человек с зеленым лицом


Музей предложил новый взгляд на хорошо из- вестного Шагала. Фото автора

Кураторы цюрихского Kunsthaus, одного из лучших собраний произведений искусства Швейцарии, – настоящие мастера по сбору выставок-блокбастеров. Тех, на которые арт-лаверс съезжаются со всей страны и со всего мира и на которые в любой день недели стоят очереди. Достаточно вспомнить недавние моновыставки Джакометти, Гогена или Майоля, а также регулярный показ сокровищ из крупнейших частных коллекций Европы и США. Выставка «Марк Шагал. Мастер модерна» – как раз из таких. 
С именем русского художника (впрочем, французы откровенно считают его своим) в Цюрихе связано многое. Живя во Франции, Шагал часто здесь бывал, многих знал и дружил с очаровательной хозяйкой богемного кафе Kronenhalle, месте встреч артистов, художников и музыкантов. С тех пор залы в кафе наряду с произведениями Пикассо, Кандинского и Матисса украшают и его небольшие узнаваемые работы и акварели. Его первая крупная ретроспектива проходила здесь же, в Kunsthaus, еще в 1968 году. Городские власти так впечатлились модернистской романтикой шагаловских полотен, что кроме того, что купили многие его работы в собрание музея (сегодня в Цюрихе одна из лучших в мире коллекций его живописи и графики), после окончания выставки отправили к Шагалу, жившему тогда на Лазурном Берегу, целую делегацию. Городские «послы» прибыли к художнику с предложением сделать витражи для местной готической церкви Фраумюнстер, древней, но абсолютно лишенной всяческих внутренних красот протестантами. Мастер сделал пять огромных 10-метровых витражных окон, в рисунках которых уместил всю библейскую историю и даже собственный автопортрет: на центральном окне у ног распятого Христа две фигуры на осле, в одной из которых можно узнать самого Шагала.
   
Отдельное место в экспозиции занимают огромные эскизы для фойе Московского Еврейскогокамерного театра. Фото автора
Спустя восемь лет, в 1978 году, художник сделал для церкви еще один витраж – окно-розу с картиной сотворения мира. Сегодня Фраумюнстер, как музей и кафе, – место паломничества туристов.    
Нынешнюю выставку посвятили одному из самых трагических и плодотворных периодов Шагала, с 1911 по 1922 год, – времени формирования его художественного стиля и карьеры. Времени его первого пребывания в Париже до Первой мировой войны; первой выставки в берлинской галерее Der Sturm; возвращения в Россию, охваченную революционной лихорадкой, и окончательной эмиграции. Наконец, периоду большой любви и развития своего искусства, артикулирующего к еврейской и русской культурам, вступающим в его работах в диалог с модернизмом – от фовизма к кубизму и орфизму, от экспрессионизма к супрематизму.
На выставку в Kunsthaus собрали более сотни известных картин, рисунков и коллажей со всего света. Здесь и его ранние работы: мечтательная «Поэт с птицей» из Института искусств Миннеаполиса, макабрическая «России, ослам и другим» из парижского Центра Помпиду и полотно «Я и деревня» из нью-йоркского MoMA, написанное в 1911 году почти сразу по приезде в Париж, куда он отправился учиться по стипендии. С домиками и церковными куполами родного Витебска, часто встречающимся зеленым лицом в полхолста (символ тоски по родине и, возможно, намек на увлечение парижской богемы абсентом) и мирно пасущимися коровами – провинциальный рай и новаторское изображение хасидской идеи о связи природы и человека. И первое обращение к входящему в моду кубизму в «Поэте или полчетвертого», и контрастные эксперименты в духе орфизма («Париж, увиденный через окно»), выполненные под влиянием Робера Делоне, с которым Шагал очень сблизился в те годы. И знаменитая «Прогулка» из  петербургского Русского музея с парящей над землей фигурой его возлюбленной Беллы.
Отдельное место в экспозиции занимают огромные эскизы мастера, выполненные для фойе Московского Еврейского камерного театра, прибывшие из Третьяковской галереи. Шагал проработал там два года вплоть до эмиграции и не только расписал вестибюль аллегорическими фигурами и музами, но и создавал эксизы для костюмов и декораций. Московские росписи того времени не сохранились, а для дошедших до нас монументальных эскизов в музее построили отдельный зал. Выставка пробудет в Цюрихе до середины мая, а после продолжит свое путешествие в отделении Tate в Ливерпуле.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1436
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1745
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости