0
4277
Газета Люди и положения Интернет-версия

29.05.2015 00:01:00

Венецианский путь паломника искусства

Тэги: выставка, искусство, венеция, биеннале


выставка, искусство, венеция, биеннале Название проекта «001 Inverso Mundus», «Мир наоборот», заимствовано из жанра позднесредневековых гравюр. Фото с сайта www.triumph-gallery.ru

Вместе с открытием 56 Венецианской биеннале в городе стартует огромное количество выставок, которые прославляют современное искусство среди величественно ветшающих палаццо. Далеко не все организаторы этих проектов стремятся включить их в официальную параллельную программу биеннале, рассчитывая на свою репутацию и реноме художника. В случае с выставкой Марио Мерца в Академии одно соответствует другому, но на правах противоположностей: один из наиболее признанных итальянских художников ХХ века и «бастион» искусства старых мастеров. Впрочем, выставка не стала вторжением. Неоновые надписи на рассыпанной по полу земле, полуметровые листы темно-серого шифера, собранные с помощью неаккуратных проволочек в огромную полусферу, уходящие вдаль кольцевидные структуры из камня и металла – узнаваемый арсенал классика «арте повера» из 1970–1990-х годов. Все это показано в залах, только что открытых после реставрации, и в кирпичном дворе, никак не пересекаясь с основной коллекцией.

Кроме названия «Ирреальный город», обращенного, конечно, к Венеции, кураторы выставки авторитетнейшей американской художницы Дженни Хольцер пошли по более модному пути, на который провоцирует и сам контраст между наплывом современного искусства и духом Старого города, включив ее работы вовнутрь исторической экспозиции Музея Коррер на площади Святого Марка. Как и положено истому концептуалисту, Хольцер работала с текстом и схемами в аскетичных формах. Поэтому, к сожалению, ее блекло-серые холсты просто потерялись среди витальной роскоши интерьеров, несмотря на будоражащее название «Военная живопись», соответствующий ему подтекст и иронию. Хотя, возможно, эта конспирация военного послания и была его тайной целью?

Фонд венецианца Эмилио Ведовы показал реконструкцию его проекта для монреальской всемирной выставки «Экспо’67»  параллельно с моделями Александра Колдера к знаменитой 22-метровой скульптуре «Три диска/Человек», созданной по тому же поводу. Здесь контраст авторских подходов, утонченной динамики Колдера и настойчивой экспрессии Ведовы сработал прекрасно. Не зря курировать выставку, показанную в Соляных складах и в Spazio Vedova, был приглашен мастер своего дела Джермано Челант. 

Группа Recycle придумала композицию, где люди воздевают руки с мобильными телефонами вверх в поисках связи, а над пространством царит «крест» Facebook. 	Фото с сайта www.triumph-gallery.ru
Группа Recycle придумала композицию, где люди воздевают руки с мобильными телефонами вверх в поисках связи, а над пространством царит «крест» Facebook. Фото с сайта www.triumph-gallery.ru

Причем наибольшее восхищение вызвали не эстетски показанные на черном фоне черные же «стабили» и колышущиеся цветные лепестки «мобилей» Колдера, а именно Ведова, которого иногда считают переоцененным художником. Однако каскад из 14 экранов, разворачивающийся под потолком, и череда проскальзывающих по ним под электронную музыку, накладывающихся друг на друга цветных геометрических проекций, показали не только новую ступень «контактности» искусства со зрителем на момент 1967 года, но и немалый дар художника в овладении пространством и вниманием этого зрителя.

Расположившаяся по совпадению рядом в Соляных складах выставка АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) кажется продолжением этой же стратегии, доведенным до невозможного предела. Название проекта «001 Inverso Mundus», «Мир наоборот», было заимствовано из жанра позднесредневековых гравюр, где свинья может потрошить мясника, а ученик – наказывать учителя. Фирменный тягучий коктейль из русского абсурда с гламурным Босхом под умело подобранные классические музыкальные опусы продолжает производить гипнотический эффект. На ленте экрана с семиканальной проекцией метросексуальные члены совета директоров ласкают летающих мопсов-осьминогов, мутируют в представителей низов общества, перемещаясь на помойку, меланхолично вращают друг друга на дизайнерских дыбах и заканчивают «жизненный цикл» оргией на венецианской пышной кровати, уже в полицейских костюмах. А свинья, как обещано, взрезает мясника, заливая волнами компьютерной крови все семь экранов.

Средневековый макабр оказался зафиксирован и на другой выставке с русским участием: курировать очередной выпуск своего многолетнего проекта Glasstress Фонд Беренго пригласил Дмитрия Озеркова, а Эрмитаж – в партнеры. Замечательный проект, промоутирующий одновременно маэстрию муранских стеклодувов и современное искусство, в этот раз был озаглавлен «Готика». Карамельно-переливчатый череп с червячками от знаменитых мрачным взглядом на мир братьев Чепмен, распластанные по полу глянцевитые крылья «Сирены» Кейт Макгуаэр, таящие черты лиц внутри стеклянного «Монолита» итальянского классика Миммо Паладино, «Стеклянная болезнь» петербуржца Ивана Плюща: мужчина в костюме, без верхней части тела, замещенной выплеском черного стекла, – все выглядело в барочных залах палаццо весьма эффектно. 

Такую же «декоративную» философию развивает и проект «Conversion» группы Recycle (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) в церкви Святого Антонина. Творческий дуэт продолжает поиск перекличек между медиа- и девайсозависимостью и религиозными практиками. «Апостолы» новой веры на барельефах из сетки воздевают руки с мобильными телефонами вверх в поисках связи, а царит над пространством «крест» Facebook из полиуретана. На колокольне этой действующей церкви по совпадению действительно оказался передатчик. Паломник современного искусства, добравшийся до церкви Святого Антонина, ты будешь вознагражден во всех отношениях!

Венеция

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1419
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1612
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1718
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4012

Другие новости