0
5093
Газета Люди и положения Интернет-версия

27.11.2015 00:01:00

Модернизм, оптимизм и архитектурный альтруизм

Тэги: интервью, модернизм, эрмитаж, ксения малич


интервью, модернизм, эрмитаж, ксения малич Предметы 1930–1960-х годов выглядят актуально и современно.

В Государственном Эрмитаже в здании Главного штаба при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге открылась выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», где показывают фотографии, графические листы, макеты архитектурных проектов (Алвара Аалто, Эрика Брюггмана, Аарне Эрви), ткани (Анники Римала), стекло (Тапио Вирккала) и мебель (Эуро Аарнио, Юрьё Куккапуро). Подробнее о том, чем эта выставка интересна, Марина ШИРСКАЯ для «НГ» поговорила с ее куратором – научным сотрудником Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Ксенией МАЛИЧ.  

– Ксения, является ли эта выставка продолжением серии выставок, связанных с современной архитектурой, и почему выбрана группа авторов? 

– Да, действительно, эта выставка реализована в рамках все той же программы «Эрмитаж 20–21». Еще три года назад мы решили внимательнее взглянуть на историю архитектуры и пути ее развития, в частности на историю европейского модернизма. История финской архитектуры XX века невероятно интересна именно с точки зрения школы. Рассматривая проекты, созданные несколькими поколениями, видишь, как рождались важные идеи, откуда берут начало ключевые особенности современной архитектуры. И само понятие «школа» получает свою расшифровку. Убеждаешься, что существует местная традиция, которую трудно спутать даже в условиях относительного однообразия интернационального стиля.

– Расскажите о концепции выставки.

– Главная идея выставки – показать на примере финского модернизма, что этот стиль – невероятно жизнеспособное направление архитектуры XX века. Что модернизм предложил массу важных инструментов, до сих пор успешно работающих. 1920–1960-е годы – время невероятного оптимизма, искреннего архитектурного альтруизма. То, за что обычно ругают памятники архитектуры модернизма в Европе – унылое однообразие, отсутствие «человеческого» измерения – трагедия целого поколения зодчих, для которых смыслом творчества были забота о человеке, попытка создать максимально комфортный продуманный ДОМ. В Финляндии краха модернизма не случилось. Здесь нет экспериментальных кварталов, превратившихся в гетто. В спальных районах жители гордятся своими домами и заботятся о своем жилье, может быть, даже с большим пиететом, чем жители исторических кварталов. 

– В чем особенности финского модернизма?

– Финский модернизм сделан медленно, вдумчиво. Без громких лозунгов, но с огромным терпением. Отсюда – очень высокое качество проектов 1930–1960-х годов. Новые технологии всегда соединялись с вековыми строительными традициями. Но главное – это отношение к природе, исходному природному ландшафту, окружающему пейзажу. Природа для финского архитектора – соавтор, как бы пафосно это ни звучало.

Ксения Малич – куратор выставки, посвященной финскому модернизму.	 Фото с сайта www.hermitagemuseum.org
Ксения Малич – куратор выставки, посвященной финскому модернизму. Фото с сайта www.hermitagemuseum.org

– Какое влияние финские архитекторы и дизайнеры оказали на развитие модернизма в мире?

– Больше всего в мире, наверное, известна не финская архитектура, а финский дизайн периода позднего модернизма. Это футуристический, иронический футуро-дизайн Юрьё Куккапуро, Эуро Аарнио. Эксперименты с пластиком, цветом, формой. До сих пор кресло «Шар» или кресло «Карусель» постоянно используют голливудские художники-постановщики. Эти предметы совершенно не утратили своей современности.

– Почему эта выставка актуальна сегодня?

– Я уже упомянула, что памятники модернизма в Финляндии находятся в очень хорошем состоянии. Это редкий пример для архитектуры XX века. С точки зрения опыта эксплуатации и реставрации зданий 1930–1960-х годов – случай исключительный. По сути, архитектура XX века – это все один большой эксперимент, не только эстетический, но и технический. Поэтому и методы реставрации этих памятников еще требуют совершенствования. Любой пример здесь очень важен в наши дни, но главное – это опыт понимания архитектуры модернизма целой нацией. В Финляндии искренне любят и ценят это наследие. Архитектура XX века здесь – не предмет интереса историков и архитекторов, но часть общей истории, от которой никто не отказывается, которую все берегут.

– Какие экспонаты будут представлены на выставке?

– Мы отобрали большую часть экспонатов из трех коллекций – Музея дизайна (Хельсинки), Музея финской архитектуры (Хельсинки) и Музея Алвара Аалто (Ювяскюля). Это было сложно. Перед нами было море интереснейших проектов, эскизов, макетов. Но нужно было в какой-то момент остановить себя. Мы старались, с одной стороны, показать все главные проекты финского модернизма, все главные имена. С другой –  часто привлекали внимание удачные рисунки или яркие выразительные решения каких-то деталей. Были важные работы, которые сыграли серьезную роль в истории развития финского модернизма, но графический материал архивов оказался не очень выразительным – в этих случаях мы отобрали фотографии зданий. Мы понимаем, что многие технические чертежи были бы интересны профессионалам, но не можем делать выбор в пользу этого материала, поскольку он будет непонятным для других зрителей. Мы впервые покажем так много предметов дизайна. Очень интересно было отбирать фрагменты из художественного и документального финского кино 1930–1960-х годов, посвященного архитектуре. Я очень люблю финское стекло – простые, минималистичные вещи, удобные в использовании, их приятно брать в руки, снова и снова просто любоваться на них. В свое время финских производителей критиковали за то, что они создают вещи, перегруженные бессмысленным декором и росписями. Но по-другому никто просто ничего не делал. И в какой-то момент произошла настоящая революция – Кай Франк, Тимо Сарпанева, Саара Хопер-Унтрахт создали серии, ставшие классикой. Они выдерживают на рынке десятилетия. Это коммерческий показатель, но он важен. Мы счастливы, что покажем много работ Алвара Аалто, главного имени в финском модернизме – блистательного, независимого, автора, грандиозного человека. Уже несколько лет Музей Аалто не выдает подлинники за пределы коллекции, но для нас сделали исключение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1555
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1756
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1863
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4223

Другие новости