0
2489
Газета Люди и положения Интернет-версия

19.02.2016 00:01:00

Никто не хотел переплачивать

Тэги: искуство, аукцион, торги


искуство, аукцион, торги Момент продажи картины Люсьена Фрейда «Голова Эстер». Фото предоставлено пресс-службой Christie’s

События последних двух лет, вселившие печаль в сердца участников российского антикварного и арт-рынка, экономические и политические проблемы, снижение активности покупателей и просто нежелание переплачивать, ушедшие в прошлое рекорды на международных русских торгах, казалось, были нашей сугубо внутренней проблемой. Российские антиквары осознали, что это не кризис, а новая реальность, которая, вполне вероятно, потребует изменения формата работы и корректировки цен.

 На глобальном же  арт-рынке жизнь била ключом: по-прежнему были устойчивы старые мастера, ожидаемо приносили большие деньги торги импрессионистов и модернистов, удивляли рекордами аукционы послевоенного и современного искусства. Однако начало 2016 года показало, что в столь ценимом любителями рискованных инвестиций сегменте искусства второй половины ХХ века и современного искусства наступают перемены. 

9 и 10 февраля в Лондоне проводил торги аукционный дом Phillips (выставивший в общей сложности более 200 лотов), в настоящее время специализирующийся на работах именно этого периода. На традиционно привлекающих внимание вечерних торгах 9 февраля суперрекордов отмечено не было: 65% работ ушли либо ниже, либо на грани нижней планки эстимейта. Суммарная выручка также оказалась ниже минимального эстимейта и составила 24,6 млн ф. ст. Однако общий процент продаж –  79% выставленных на торги работ – выглядел вполне оптимистично. 

Дороже всех был продан «Ахром» (1958) Пьеро Манзони (5,6 млн ф. ст. при эстимейте 5–7 млн ф. ст.), измятое полотно, пропитанное белым каолином, – воплощение авангардной идеи автора об уничтожении поверхности холста. На втором месте – «Девушка с косой» (1911) Алексея Явленского, одного из знаковых мастеров мюнхенского авангарда, проданная за 2,2 млн ф. ст (эстимейт 2–3 млн ф. ст.), на третьем месте – работа «Дерево («Коряга»)» (1959) Альберто Бурри, ушедшая за 1,99 млн ф. ст. при эстимейте 1,8–2,5 млн ф. ст.

10 февраля у Phillips выручка составила 4,65 млн ф. ст., а цены продаж фиксировались вполне демократичные – от 1,3 тыс. ф. ст. за фотографию Маурицио Каттелана 1995 года до 386,5 тыс. ф. ст. за золотистого цвета композицию «Без названия» (2005) Рудольфа Стингеля.

Очень похожая ситуация сложилась на торгах современным искусством Sotheby's. 10 февраля 49% работ ушло по нижней планке эстимейта, выручка составила 69,5 млн ф. ст. Но опять же общий уход лотов – 78% –  ни о каком падении интереса покупателей не говорил. 

Адриан Гение на фоне своей картины «Подсолнухи в 1937 году». 	Фото с сайта www.sothebys.com
Адриан Гение на фоне своей картины «Подсолнухи в 1937 году». Фото с сайта www.sothebys.com

Результаты торгов могли быть и выше, однако свою роль сыграло снятие с торгов по запросу собственников важной работы Герхарда Рихтера (эстимейт 14–20 млн ф. ст.) и картины Жан-Мишеля Баскиа (эстимейт 6–8 млн ф. ст.). За крупноформатную картину румынского художника Адриана Гение «Подсолнухи в 1937 году» – вариацию на тему легендарных «Подсолнухов» Ван Гога (эстимейт 400–600 тыс. ф. ст.) развернулось настоящее сражение, в котором участвовали десять покупателей, и в конце концов победитель из Азии, торговавшийся по телефону, уплатил за картину 3,1 млн ф. ст.  

Дороже всех была продана картина Люсьена Фрейда (1960–1961), на которой изображена его возлюбленная Бернардин Коверли, беременная их дочерью Беллой. При эстимейте 7–10 млн ф. ст. картина была продана за 16,1 млн ф. ст. – это новый рекорд для ранних работ художника. На втором месте работа Альберто Бурри «Sacco e Rosso», проданная за 9,1 млн ф. ст., что почти в два раза выше, чем предыдущий рекорд для произведений этого автора, зафиксированный в 2014 году.

Состоявшиеся 11 февраля дневные торги современным искусством принесли Sotheby`s дополнительно 16,2 млн ф. ст. 

В тот же день прошли вечерние торги Christie`s «Послевоенное и современное искусство», выручка на которых составила 58,1 млн ф. ст. 38% лотов было продано в рамках эстимейта, а 51% – с его превышением. В общей сложности в ходе вечерних торгов покупатели из 42 стран раскупили 89% лотов – наглядное подтверждение энтузиазма покупателей! Героями торгов стали британские художники: «Дом архитектора в лощине» (1991) Питера Дойга продали за 11,3 млн ф. ст. (эстимейт 10–15 млн ф. ст.). Шестеро покупателей торговались за картину «Пляжный зонтик» (1971) Дэвида Хокни, в азарте борьбы превысили верхнюю планку эстимейта более чем вдвое, и в итоге лот ушел за 3,1 млн ф. ст. За три работы Александра Колдера из коллекции Артура и Аниты Кан в сумме заплатили 3,4 млн ф. ст. (общий эстимейт 1,3–1,7 млн ф. ст.). Большую часть выручки принесла работа 1974 года под названием «Утес с желтым бумерангом и баклажаном», проданная за 1,9 млн ф. ст.

Неизменным остается интерес покупателей к работам Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона. Два портрета, на которых изображены дочери Фрейда, «Голова Эстер» и «Голова Иб» (с одинаковыми эстимейтами 2,5–3,5 млн ф. ст.), были проданы за 4,8 млн ф. ст. и 2,5 млн ф. ст. соответственно. Двойной портрет «Две фигуры» (середина 1970-х) Фрэнсиса, на котором художник изобразил себя и своего возлюбленного Джорджа Дайера, трагически погибшего в 1971 году, была куплена за 5,5 млн ф. ст.  (эстимейт 5–7 млн ф. ст.). Дневные торги современным искусством 12 февраля принесли Christie`s еще 14,3 млн ф. ст.

«Корректировка цен» – это определение прозвучало и на международном рынке, среди специалистов, предполагающих, что период постоянно растущих цен на послевоенное и современное искусство заканчивается.  Падение цен на нефть и нестабильность мирового фондового рынка сказывается и здесь. Законы арт-рынка одинаковы во всем мире – признаки экономической нестабильности остужают горячие головы среди покупателей. Не стоит ждать, конечно, что продавцы зачеркнут один-два нуля на ценниках, но на определенное оздоровление рынка искусства (особенно его «перегретых» сегментов) можно надеяться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1603
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1799
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1911
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4283

Другие новости