0
16385
Газета Люди и положения Интернет-версия

31.03.2017 00:01:00

Российский антикварный салон нацелился на XX век

Тэги: антиквариат, рынок, искусство


антиквариат, рынок, искусство Экспозиция «Тысяча и одна сказка Востока» представляет костюм и ювелирное искусство XIX – первой трети XX века. Фото пресс-службы Российского антикварного салона

В Центральном доме художника проходит 42-й Российский антикварный салон. Салон уже не первый раз организован под патронатом Министерства культуры РФ: официальное основание звучит как «социальная значимость мероприятия». О том, что салону нужно покровительство,  говорили давно: крупнейшие ярмарки в Европе поддерживают самые именитые патроны, например, брюссельская BRAFA всегда проходит под покровительством королевы Паолы. Минкульт РФ, конечно, не королева, но все равно работает на статус и без того старейшего, крупнейшего, да в общем-то единственного (и уж без сомнения социально значимого) слета российских антикваров. 

Но несмотря на участие чиновников от культуры, общее впечатление от салона неоднозначное. Самые удачные салоны всегда сочетали сильную центральную зону с хорошей некоммерческой экспозицией, а главное, с большим количеством посетителей, продаж и  общим позитивным настроением. В этот раз, несмотря на многолюдное открытие с танцами живота и шампанским, продажами пока мало кто хвастается, центральная зона составлена крайне неоднородно, зато как никогда хорош специальный проект. 

Представленная тема экзотична как для большинства участников салона, так и для посетителей. Экспозиция под названием «Тысяча и одна сказка Востока» представляет  национальный мусульманский костюм и ювелирное искусство XIX – первой трети XX века. Несмотря на камерность выставки, показанные предметы охватывают большую территорию – есть и Средняя Азия, и Магриб, и Аравийский полуостров, и территории, которые долгое время находились под влиянием мусульманской культуры, например Болгария и Македония. Антикварный салон, что называется, в тренде: интерес к исламской культуре значительно вырос за последнее время – естественная реакция на расширение цивилизационного влияния мусульманских стран. Курировала выставку Елена Лисовская – коллекционер, дизайнер, специалист по традиционному мусульманскому костюму, из ее собрания представлены многие предметы экспозиции.  

Рассматривать замысловатые орнаменты и рисунки, которые одновременно являются  украшением, оберегами и знаком социального статуса, как минимум любопытно. Невольно хочется найти что-то подобное на самом антикварном салоне, но здесь видны совсем другие тенденции. Главная из них, характерная, впрочем, не только для российской ярмарки, но и для европейских, – усиление внимания к XX веку. Даже те галереи, которые занимались началом века, сосредоточились на более позднем периоде. Так, на стенде у галереи «Элизиум», прежде работавшей преимущественно с русским авангардом и эмиграцией, советская экспозиция, которую сами галеристы, впрочем, называют экспериментальной. Строго говоря, «Элизиум» в этот раз одна из немногих галерей, которая представила действительно тематическую экспозицию с продуманной идеей. Она называется «Город и горожане» и представляет графику, живопись и пластику XX века, так или иначе связанные с городской темой. Среди разноплановых московских и петербургских видов есть прекрасная работа Юрия Пименова «Серьезный разговор» и выразительное масло с трамваем Василия Беляшина, рядом скульптура Арендта, Нероды, Сидура, а также «Металлург» Георгия Мотовилова, тот самый, за которого он в 1937 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Цены весьма умеренные, большинство вещей стоит не дороже 10–20 тыс. долл. 

На одном стенде часто уживаются картины и предметы декоративно-прикладного искусства разных эпох.	 Фото пресс-службы российского антикварного салона
На одном стенде часто уживаются картины и предметы декоративно-прикладного искусства разных эпох. Фото пресс-службы российского антикварного салона

Еще одна тематическая история разместилась на стенде галереи «Антик-инвест»: экспозиция представляет творчество украинской художницы Оксаны Павленко, крепкого советского монументалиста, востребованного в сталинское время (она, в частности, проектировала фрески для Дворца Советов и оформляла павильоны ВСХВ). Работы 1930–1950-х годов, в основном графические эскизы, также масштабны и выставляются впервые. 

Гармоничный стенд сделала и галерея «Русский модерн», которая решила показать «Художников Серебряного века»  – именно так называется экспозиция. Здесь камерные работы Валентина Серова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Анны Остроумовой-Лебедевой, а также необычные иллюстрации Александры Экстер, в которых та самая авангардная художница почти неузнаваема (20 тыс. долл.). 

Удивителен и маленький пейзаж Льва Бакста на стенде галереи «Наше наследие»: в этом  «Оазисе в пустыне» с большим трудом можно узнать будущего ведущего художника дягилевских балетов (40 тыс. долл.). Неожиданны скульптурные работы Александра Архипенко на стенде «Петербургского антиквара», прежде предпочитавшего классическое русское искусство XIX – начала XX веков (впрочем, представленная живопись по-прежнему отвечает этой специализации). Здесь же и Огюст Роден – несколько небольших пластических работ. Нередко встречаются на стендах и работы Зинаиды Серебряковой, ее выставка скоро откроется в Третьяковке. 

Старых мастеров представляет галерея под логичным названием Old Masters Gallery. На ее стенде  религиозная, портретная, пейзажная живопись Северной Европы, нидерландские бытовые сценки XVII века. Старых мастеров привез и редкий зарубежный гость салона – миланская галерея Altomani&Sons. Вещи у нее на стенде серьезные, цены шестизначные (например, несколько изображений Богоматери оценены в 160–200 тыс. евро), но никакой рекламы галерея не устраивает, скорее всего привезла свою коллекцию под конкретных московских клиентов.  

Российский антикварный салон всегда как город контрастов. Среди декоративно-прикладного искусства и мебели есть и неоготика, и ар-деко, и русский модерн. На стенде салона «На Ордынке» впечатляет монументальное керамическое панно «Освобождение узников Шлиссельбурга» (керамической пластики, фарфора и фаянса на салоне  много). На маленьком стенде под названием «Дом высокой культуры» царит дух революции (хорошо, что хоть кто-то вспомнил о, возможно, важнейшей дате этого года). А неподалеку целый стенд живописи, графики и ювелирных работ Михаила Шемякина. 

Наконец, еще один симпатичный, правда, совсем не прозвучавший проект салона – фотовыставка «Антиквариат в современном интерьере». Небольшой творческий конкурс, который проходил за месяц до открытия салона, предложил профессиональным дизайнерам вписать предметы антиквариата, выставленные на нынешнем салоне, в проектируемые ими интерьеры. Идея отличная, но фотовыставка как-то затерялась среди стендов, да и фотографиям не хватило ярких историй.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
923
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
469
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
425
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
121

Другие новости