Во время решающего сражения между Магнусом Карлсеном и Алирезой Фирузджой. Кадр из видео турнира
В минувшую среду завершился Chessable Masters 2024 – сетевой турнир чемпионской серии. Как и положено в этих соревнованиях, время, отпускаемое соперникам для обдумывания ходов, весьма ограничено, что, с одной стороны, делает практически невозможным читерство (нелегальное использование во время игры компьютерных подсказок), а с другой – порождает множество внешне глупых невынужденных ошибок.
Главной части турнира, начавшейся 2 февраля, предшествовала серия отборочных соревнований, по итогам которых определился состав четвертьфиналов, в которых Магнус Карлсен встречался с Уэсли Со, Владимир Федосеев с Алирезой Фирузджой, Максим Вашье-Лаграв с Денисом Лазовиком и Ян Непомнящий с Хосе Мартинесом.
У многих читателей может возникнуть вопрос: откуда в столь сильном соревновании взялись Денис и Хосе – не слишком известные и как будто бы не столь уж сильные шахматисты? Ответ на него лежит на поверхности. Эти молодые гроссмейстеры пробились в финальную часть турнира по итогам предварительного отбора, после чего в первых же матчах при игре с полублицевым контролем времени 10+2 подтвердили свою силу. Перуанский гроссмейстер победил со счетом 3:1 Яна Непомнящего, а молодой белорус (на тай-брейке) – Максима Вашье-Лаграва. Рассказывая об этом поединке, нелишне поведать о правилах проведения перебоя, которые заслуживают отдельного разговора.
Итак, в случае если основная часть мини-матча заканчивается вничью, его судьбу, согласно регламенту, решает так называемый армагеддон – одна-единственная партия, в которой белые обязаны побеждать, тогда как черных устраивает и ничья. Однако в порядке компенсации за столь существенную привилегию обладатель черных фигур дает сопернику фору, величину которой определяют торги, проводимые перед началом перебоя. Более конкретно: черный цвет фигур «выигрывает» тот из соперников, кто соглашается защищаться черными с меньшим, чем у соперника, запасом времени, притом что белые, начиная игру, всегда располагают десятью минутами.
А так как именно рыночный механизм принято считать наиболее адекватным при выработке «справедливой цены» любого товара, опыт турнира дал косвенный ответ и на вопрос о том, при каком соотношении времени на обдумывание шансы соперников в армагеддоне оказываются примерно равными. Так вот Лазовик согласился защищаться черными, оставив себе всего 6 минут 40 секунд против 10 у Вашье-Лаграва, после чего не только устоял, но даже одержал в партии победу. Но самое любопытное, что и во всех последующих армагеддонах, проводимых на Chessable Masters 2024, «черные» выигрывали торги на отметках менее 7 минут, тогда как в аналогичных прошлогодних соревнованиях они в большинстве перебоев не решались «наглеть», опуская свои предложения ниже семиминутной отметки. Что касается обезличенного итога этого противостояния, то оно (если говорить о турнире в целом) завершилось со счетом 3:2 в пользу черных фигур.
Еще одной необычной особенностью Chessable Masters явилась использовавшаяся на нем система «двойного нокаута». Этот термин, выражаясь словами Владимира Высоцкого, означает, что «мы, отдав концы, не умираем насовсем». Поэтому, в частности, и Максим Вашье-Лаграв, и Ян Непомнящий, и Алиреза Фирузджа, уступивший в четвертьфинале Владимиру Федосееву, продолжили борьбу, в ходе которой Фирузджа, выиграв «турнир проигравших» (Losers Bracket), дошел до главного финала, в котором встретился с Магнусом Карлсеном.
Можно, конечно, посетовать, что дорога к решающему поединку оказалась для сильнейшего шахматиста современности более короткой и легкой, чем у конкурентов. Однако за этим чисто спортивным фактом скрывается то обстоятельство, что во всех трех мини-матчах против Уэсли Со, Владимира Федосеева и даже против Дениса Лазовика преимущество фаворита было минимальным, а для успеха в сражении с Федосеевым ему потребовался армагеддон, в котором Магнус сначала (на рубеже 6 минут 35 секунд) заполучил черный цвет фигур, а затем сделал победную для себя ничью.
Не станем подробно описывать сверхдраматичные сражения, по итогам которых пробивались сквозь тернии двойного нокаута Ян Непомнящий и Алиреза Фирузджа, а также фантастическую череду везения и невезения, сопутствовавших Яну в поединках с Вашье-Лагравом и Федосеевым, а Фируздже в матче с Со. Отметим лишь, что исход «утешительного» полуфинала между ними решил армагеддон, зато в финале Losers Bracket Алиреза без особого труда обыграл Лазовика.
...Перед решающим сражением Карлсена с Фирузджой французский гроссмейстер располагал одним днем отдыха, а норвежский – двумя. Невольно вспомнилось, что в прошлом молодой экс-иранец весьма успешно противостоял тогдашнему чемпиону мира, причем сам Магнус некогда объявил его своим самым опасным потенциальным соперником в споре за высший шахматный титул. Однако схема «двойного нокаута» предоставила Карлсену весьма существенное преимущество. Ведь для того чтобы «выбыть насовсем», любому участнику Chessable Masters требовалось проиграть не один, а два мини-матча. Следовательно, в случае своего поражения в «основном» матче сетки норвежец (в отличие от соперника) получал право на своеобразный матч-реванш из двух партий. И именно этот сценарий был реализован на практике.
Первые две партии «главного» матча завершились неожиданными для большинства болельщиков чисто техническими победами Фирузджи. Как-то не верилось, что напротив него в виртуальном пространстве Сети сидел не кто-нибудь, а сам великий и ужасный Карлсен. Но в третьей партии, которую Алиреза мог несколько раз без особых хлопот спасти, произошел, как нам кажется, психологический перелом. Да, хотя Фирузджа после этого поражения и смог свести вничью 4-ю партию, что обеспечило ему выигрыш матча, но перед началом Гранд-финала – 2 игровая инициатива полностью перешла к главному фавориту.
Нельзя сказать, что счет 2:0, с которым Карлсен выиграл этот «матч-реванш», свидетельствует о его явном превосходстве, но все же, хотя Фирузджа и упустил во второй партии неплохие шансы отыграться, Магнус смотрелся в решающей схватке намного убедительнее. В результате шахматный мир стал свидетелем очередного триумфа общепризнанного лидера, а сам сетевой турнир подарил любителям шахмат немало ярких запоминающихся переживаний.