0
1654
Газета Кино Интернет-версия

20.02.2012 00:00:00

Другие вызваны вперед

Тэги: берлин, кинофестиваль, награды


берлин, кинофестиваль, награды Братья Тавиани и «Золотой медведь» Берлинале.
Фото Johannes Eisele/AFP

Под самый занавес Берлинале напрягает по полной: тайна наградных «Медведей» и прочих «слонов» держится в строжайшем секрете до момента вручения их в режиме реального времени – на церемонии закрытия в Берлинале Palast в присутствии 1600 гостей. Для прессы «дворцовые тайны» – большое неудобство. Не зная победителей, итоговый текст готовить к dead line сложнее: легко разойтись в оценках с жюри. Но кого это смущает? Комментировать решения международных арбитров бывает интересно, когда ты угадываешь мотивы принятых решений и открываешь читателям скрытый сюжет фестиваля.

Фестиваль гордится своей политизированностью и, судя по конкурсному отбору нынешнего года, а уж по наградному листу – тем более, не собирается праветь. Очень редко случается, когда все соображения не в счет перед очевидным шедевром. В конкурсе 62-го Берлинале такой картины и не обнаружилось. Оттого и не случилось интриги, каковая только на пользу всякому фестивалю. Хотя лично я посчитала очень даже интригующим то обстоятельство, что «Барбара» Кристиана Петцольда с момента показа во второй день конкурса упорно возглавляла рейтинг прессы в журнале Screen. Даже после того, как в конкурсе прошли фильмы модных нынче молодых режиссеров – филиппинца Брилланте Мендозы («Пленница») и португальца Мигеля Гомеша («Табу»).

Гомеш, постановщик изысканного «Табу», на которого многие делали ставку, получил-таки приз имени Альфреда Бауэра.Куда больше повезло молодому венгру Бенсу Флигауфу – он стал обладателем Гран-при фестиваля за антирасистскую драму «Просто ветер». Картина про истребление цыган в современной Венгрии не могла остаться незамеченной на Берлинале – фестивале, который особенно чуток к подобным материям.

Новое поколение режиссуры не издает манифестов, не поднимает новой волны. Это племя узнается по новым фактурам, еще не освоенным кинематографом, по новой манере общения, которая не стремится к полноте высказывания, что было свойственно модернистским художникам и стало иссякать с приходом постмодернизма. Сегодня мы уже в эпохе постпостмодернизма, но все еще скучаем и будем скучать по классическому кинематографу. В этом сезоне с огромным успехом – билетов не достать – шла ретроспектива «Фабрика красной мечты», где публика просто балдела от фильмов российской студии «Межрабпомфильм» первого пятилетия 30-х годов. Киноархив все более в цене, ибо старые мастера владели тайной киногении, а нынешние, хоть и знают толк в высоких технологиях, не могут разгадать код этой тайны. Так что к гадалке не ходи с вопросом, кто получит «Золотого медведя»: само собой, братья Паоло и Витторио Тавиани, показавшие берлинской публике свой новый опус «Цезарь должен умереть» – шекспировскую пьесу, разыгранную матерыми преступниками в Римской тюрьме строгого режима .

Из той же оперы – стойкий и снобам непонятный успех «Барбары», где все рукотворно и исполнено эманации человеческого присутствия. Своего рода «протестное» голосование – похоже, не только зрители, но и профессионалы соскучились по фильмам, где во главу угла ставятся людские судьбы в исторических обстоятельствах, коснувшихся – прямо или косвенно – миллионов европейцев. Жюри во главе с обладателем Каннской ветки Майком Ли – вот уж кто знает толк в мейнстриме – разделило общую ностальгию, и моя личная интрига увенчалась успехом – «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру получил постановщик «Барбары» Кристиан Петцольд, один из лидеров современного немецкого кино. Он постоянно работает с выдающейся немецкой актрисой Ниной Хосс – исполнительницей роли Барбары. Новая работа Хосс явно тянула на «серебро», однако жюри могло предпочесть и всегда великолепную Изабель Юппер («Пленница»). Однако! В этой номинации публику ждала сенсация – «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль получила молоденькая африканка Рейчел Мванза, звезда антивоенного – антирасистского фильма «Война ведьм», снятая канадским режиссером Кимом Нгуйеном в Конго на пике гражданской войны.

Мощный киноэпос «Долина Белого оленя» представил обладатель «Золотого медведя» за фильм «Свадьба Туи» Ван Цюанань. Целый век Китая, начиная с гибели империи вплоть до создания Китайской Народной Республики, персонифицирован в истории крестьянской семьи, двух братьев, которым предстоит пройти кровавыми дорогами национальной истории. Режиссерское мастерство, поразительной силы визуальные эффекты, массовые сцены, бытовые и религиозные ритуалы, безумства любовных страстей – три с половиной часа, а смотрится картина на едином дыхании. Оператором сложнейшего постановочного фильма оказалась молодая хрупкая блондинка Лутц Рейтемейер, и зал заметно оживился, когда она вышла на сцену, чтобы получить «Медведя» «за выдающиеся художественные достижения».

Совсем неожиданный омаж выпал на долю датского «Королевского дела», показанного в предпоследний день конкурса. Нет, нельзя покидать фестиваль до конца соревнования. Так можно и шедевр пропустить. Я не склонна делать подобные комплименты режиссеру Николаю Арселу, но тем не менее именно он в паре с соавтором Мэдсом Миккельсеном получил «серебро» за лучший сценарий, а исполнитель главной роли Мигель Вое Фолсгард удостоился «Медведя» за лучшую мужскую роль.

Итак, 62-й Берлинский подтвердил свои приоритеты. Старикам – респект, молодым – дорогу и да здравствует кино больших страстей и политических амбиций! Ура!

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
692
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
609
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
722
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
495

Другие новости