0
7242
Газета Кино Интернет-версия

27.08.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Недетские проблемы детского кино

Виталий Сидоренко

Об авторе: Виталий Игнатьевич Сидоренко – продюсер, зав. кафедрой продюсерского мастерства ВГИК, профессор.

Тэги: детское кино, господдержка


детское кино, господдержка Картинка с официального сайта детского юмористического журнала "Ералаш"

Обсуждение проблем детского кино ведется на разных уровнях и с регулярной периодичностью. Внешне складывается впечатление, что и общественность, и госорганы волнует состояние кинематографа, адресованного подрастающему поколению. Однако, заметим, вопросы, которые поднимаются на протяжении уже двух десятилетий, практически одни и те же, что свидетельствует о том, что пора уже перейти от дискуссий к делу. К сожалению, принятые в 2008 году Советом Федерации Федерального собрания РФ меры государственной поддержки кино и театра для детей и юношества, разработанные специалистами в этой сфере, последующие решения Комитета по культуре Государственной думы РФ, на которые возлагались большие надежды, не выполнены ни по одной позиции.

Без участия государства в возрождении детского кинематографа не обойтись, поскольку рыночные отношения, в рамках которых существуют сегодня кинематограф и телевидение, поставили эту сферу культуры в абсолютно неравные условия с другими областями экранного искусства: затраты на производство детских фильмов выше (длительный съемочный период, большее время на подготовку, участие несовершеннолетних исполнителей ролей, наличие спецэффектов, декораций и др. удорожают производство как минимум на 50%); выручка от проката детских лент ниже; внебюджетное финансирование крайне затруднено в силу невозможности гарантировать инвесторам возврат средств, а Минкультуры РФ по непонятным причинам не пользуется возможностью 100-процентного финансирования (законодательно такая возможность существует); отсутствуют льготы для продюсеров и прокатчиков, а последние, включая телеканалы, вообще экономически не заинтересованы в показе такого контента. 

Не лишним было бы вспомнить опыт работы отечественных киностудий в доперестроечный период, когда в стране создавалось 20–25 полнометражных художественных детских и юношеских кинофильмов (без учета анимации) на основе тематического плана, формируемого с учетом предложений творческих работников и студий и учитывающего различные возрастные категории и жанры: исторический, приключенческий, экранизации народного фольклора, школьная драма и т.д. Выделение ресурсов производилось в объеме 100% бюджета фильма по особым нормам, учитывающим специфику детского кино (средняя стоимость детского фильма, нормы расхода негативной пленки тогда превышали аналогичные показатели «взрослого» фильма на 30–35%). В стране существовала специализированная на создании детских фильмов киностудия (им. М. Горького) с филиалом в г. Ялте.

В настоящее время в стране отсутствует ясная, продуманная, комплексная, охватывающая не только производство, но и кино-, и телепрокат, и показ, а также подготовку творческих кадров, программа развития детского кинематографа. Создание проектов продюсерскими компаниями ведется спонтанно, вне тематического программирования, как правило, без учета психологии современного ребенка. Детские фильмы и для прокатчиков, и для телеканалов, и для кинотеатров, и для органов управления культурой в центре и на местах, к сожалению, явление даже не второстепенной важности. В составе экспертных комиссий, решающих вопросы поддержки того или иного детского проекта, отсутствуют педагоги, психологи и другие специалисты в области искусства для детей. Телевизионные каналы практически ликвидировали создание детского контента и свели к минимуму телепоказ современного детского и юношеского кино. Киносеть специализированных детских кинотеатров сокращается. Фонд кино поддерживает только полнометражные анимационные фильмы. В числе номинаций Национальных кинематографических премий («Ника», «Золотой орел») детское кино даже не упоминается.

Выстраивая организационно-экономические модели функционирования современного кинематографа и телевидения, их нормативно-правовую базу, разработчики и законодатели, мне представляется, допускают существенную ошибку. Кинематограф, говоря экономическим языком, – это не сфера создания и реализации некоего однородного продукта. Условия функционирования и задачи, стоящие перед создателями и прокатчиками детских и юношеских фильмов и телепрограмм, принципиально отличаются от контента, ориентированного на широкую взрослую аудиторию. 

В результате перевода производства и проката всей аудиовизуальной продукции, включая детское кино, на единые принципы распределения бюджетных средств по одной системе и в размерах, не соответствующих постановочным параметрам того или иного проекта, окупаемость детских фильмов не превысила 15–20%, а внебюджетные источники покрытия коммерческих расходов на рекламу и продвижение картин практически отсутствуют (в настоящее время, по оценкам экспертов, такие расходы продюсера должны составлять не менее 50% от производственного бюджета фильма).

Первой и самой главной функцией детского кино всегда являлось и должно являться формирование мировоззрения детей. Система координат, базирующаяся на вопросах добра и зла, восхищения и презрения, сочувствия и отвращения, должна закладываться в юные умы и души, подобно тому, как ребенок учится ходить, говорить и понимать окружающий мир. Недаром первоосновой такой системы координат всегда были народные сказки, а для более старшего возраста – приключения и фантастика.

Следующая не менее важная функция детского кинематографа – формирование идеалов. С экранов дети воспринимают образ героя, образца поведения. И нельзя не сказать о том, что детские художественные фильмы должны дать детям представление о национальной идентичности и формировать национальное самосознание. Еще одной функцией детских картин является образование: в другой, отличной от привычной школьной, форме дети получают знания о мире.

Конечно, на российском экране помимо небольшого количества отечественных фильмов (в 2015 году поддержку со стороны Минкультуры РФ получили 5 детских лент и «Ералаш») широко демонстрируются зарубежные картины, в основном анимационные. Казалось бы, нет оснований для печали. Экран порадует наших детей занимательными историями. И это хорошо, что наши дети знакомятся с искусством других стран. Плохо то, что они не увидят отечественных фильмов, то есть не увидят на экране своей страны, не познакомятся с героями – своими сверстниками, не задумаются над жизненно важными вопросами, не будут переживать над трагическими и славными страницами нашей истории. А это необходимо молодому поколению для формирования умной, уверенной и сильной личности, обладающей  твердой нравственной и гражданской позициями, понимающей проблемы своего отечества, живущей традициями национальной культуры.

Конечно, в сегодняшнем катастрофическом положении детского кинематографа можно найти объективные причины, которые, как известно, всегда есть и будут именно для того, чтобы убедительно оправдывать наши слабости, пассивность и равнодушие. Выходом из создавшейся ситуации могло бы стать – как первый шаг – создание в самые короткие сроки группы профессионалов (представителей министерств и ведомств, правительства, органов законодательной власти, Союза кинематографистов, продюсеров, прокатчиков, педагогов) с предоставлением им соответствующих полномочий по разработке федеральной программы развития кинематографа для детей и юношества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
611
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
538
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
639
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
450

Другие новости